Техника - молодёжи 1975-03, страница 38

Техника - молодёжи 1975-03, страница 38

Как если бы...

Встречая одинокого путника с веслом на плече, жители гористой Аркадии, страны пастухов, не могли скрыть своего изумления. «Что это за длинная, узкая лопата?> — указывали они на незнакомый, странный предмет. Так после долгих скитаний хитроумный Одиссей нашел наконец людей, не имевших даже понятия о море. Здесь он воздвиг алтарь в честь бога Посейдона.

Ученые — аркадцы по характеру профессии Первыми среди людей возлагают они на алтарь природы свое неподдельное изумление перед загадочными пришельцами-инкогнито из мира новооткрытых вещей и явлений. Но никакое встреченно< нмн на тропе изысканий «весло» не может быть прописано в науке безымянным И вот после недолгих колебаний ученые с наивным простоду шием аркадцев привешивают на него ярлык какой-нибудь «лопаты».

Исследователь всматривается в влектрон, а мнится ему необычайно малый «волчок». Данью богатому воображению явился термин «спин», что по-английски означает «верчение», «кручение». Так обозначили свойства влектрона, уподобляющие его раскрученной юле.

Закрепив за обитателями микромира общее имя «частица», физики вскоре задумались о его двусмысленности. Ведь влектрон не то же самое, что крупинка песка или цветочная пыльца. По утверждениям физиков, между влектронами нет даже индивидуальных различий, в то "»De-мя как крупинки песка можно без труда рассортировать по форме, размерам и другим свойствам. И все же есть какое-то оправдание широко распространенному офнэиченному

слову «частица».

Не сразу укажешь общие черты, которые роднят атомное -ядро» с пушечным ядром или ядром ореха. Сблизив на словах вти совершенно разнородные, разнопорядковые объекты, человеческая мысль, подобно Мюнхгаузену, совершает на «ядре» фантастический скачок из мира обыденных, привычных вещей в царство непредставимого.

Никто варанее не утруждает себя заботой о наименованиях, предваряющих грядущие открытия, не припасает впрок научные имена. Первооткрывателям не остается ничего иного, как подыскивать подходящие названия в истрепанных от долгого употребления «святцах». Не зная научной лексики будущего, ученые сами творят ее из подручного словесного материала.

Первоначально под числом подразумевали целые числа, с помощью которых можно пересчитать любой ряд

«РОЗОВЫЙ конь»

В НАУКЕ

АНАТОЛИЙ ШИБАНОВ, кандидат физико-математических наук

предметов. Так, древнегреческий математик Эвклид называл числом множество, составленное из единиц. Затем это название распространилось на дроби, иррациональные н даже мнкмые числа, не имеющие к арифметическому счету никакого отношения. Достаточно оказалось некоторых общих черт с обычными целыми числами, чтобы применить к ним знакомое слово.

Термин «равновесие> имел сначала чисто механический смысл. Равновесие истолковывали как равный вес двух тел. Но о каких весах может идти речь в термодинамике, химии, биологии нлн метеорологии, куда перекочевало это слово? Не лучше обошлись физики с терминами «звук» и «свет». Никакое самое чуткое ухо не уловит сигналов ультразвука, а при «освещении» инфракрасным или ультрафиолетовым светом человеческий глаз так же слеп, как и в полной темноте.

При явном попустительстве жрецов науки слова нарушают границы своих исконных владений, вторгаясь в несвойственные им области, где они утрачивают изначальный смыгл и

буквально выворачиваются наизнанку, как это случилось с терминами «звук» и «свет». Это противоречит основному правилу научной терминологии. Термин по возможности должен быть правильно ориентирующим. Буквальное значение слова должно как можно точнее соответствовать обозначаемому этим словом понятию. Идеальный пример, взятый из другой области, — знак «изогнутая стрелка», указывающий направление поворота. Не так просто добиться столь полной гармонии между словом и понятием. А любое несоответствие между ними чревато далеко идущими последствиями.

Когда в средние века вздумали объяснять научные понятия толкованием соответствующих терминов, немало возникло 'нелепиц и несообразностей. Так, Лука Почнолн иллюстрировал различие между совершенными и несовершенными числами сравнением здорового человека г калекой Известный математик XV века Бальдоманди считал нзопе-риметрическими такие фигуры, которые могут быть описаны одна вокруг другой, ибо «изос» означает

35