Техника - молодёжи 1977-04, страница 235. Земля! Улыбнитесь, К 4-й стр. обложки Космонавт-2 Герман Титов работал в космосе с репортерской камерой «Конвас», делая первые снимки Земли из космического пространства. Думал ли он, что с его легкой руки начнет свое развитие очень важное направление научной и практической деятельности — космическое землеведение? Сегодня мы расскажем об одном йз последних экспериментов в этой области. Специалисты СССР и ГДР совместно спроектировали и изготовили фотосистему для исследования Земли из космоса, всесторонние испытания которой и были основой эксперимента «Радуга» на корабле «Союз-22». Многоспектральная фотокамера МКФ-6 снабжена шестью объективами, расположенными по три в ряд. Таким образом, съемка может осуществляться в шести зонах спектра: четырех видимых и двух инфракрасных. Это обеспечивает добротную работу при совместном разностороннем анализе полученных изображений. Размер каждого кадра 55X80 мм (при съемке с высоты 25&—260 км охватывается площадь около 19 тыс. км2). Корабль мчится по орбите с огромной скоростью, поэтому изображение может оказаться размытым — это знакомо любому фотолюбителю, снимающему движущиеся объекты. Так вот, для получения резких изображений в космической фотосистеме предусмотрена система для компенсации сдвига: во время экспозиции «глаза» камеры нацелены в одну и ту же точку земной поверхности. При съемке с высоты от 200 до 400 км разрешение %на местности достигает 10—20 м. За один оборот корабля вокруг Земли проекция орбиты на земную поверхность смещается на 4° к западу. Это позволяет снимать один и тот же участок под разными углами и получать в конечном счете объемные изображения. Съемки, сделанные при полете корабля «Союз-22», имеют огромное практическое значение. Специалисты получили богатейшую информацию. Фотография Памира, синтезированная из изображений в зонах спектра 480, 680, 820 нм. Вверху — многоспектральная фотокамера МКФ-6. Цифрами обозначены: 1 — контакт для подвода электроэнергии, 2 — несущая рама, 3 — установка диафрагмы, 4 — впечатывание в кадр дополнительной информации, 5 — затвор камеры, б — светофильтр, 7 — объектив, 8 — система компенсации сдвига изображения, 9 — кассета, 10 — ось вращения камеры. ПРИКОСНОВЕНИЕ К БУДУЩЕМУ Все продолжительнее становятся маршруты, прокладываемые человеком в космос. Ракеты уходят в небо, в звездные просторы, в волшебное пространство мечты, в завтрашний день. Но воображение художников-фантастов все же обгоняет бег рукотворных машин к планетам. Научно-фантастическая живопись — новый жанр искусства, он рожден для эпохи космоса и атома и созвучен ей. «Мир завтрашнего дня» — так называется тематическая серия художественных репродукций, выпущенных недавно издательством «Изобразительное искусство». В серию вошли лучшие работы художников-фантастов, присланные на конкурс, объявленный нашим журналом. На обложке — лишь некоторые из этих работ (сверху вниз): Г. Покровский. Сквозь звуковой барьер. В. Калинин. Птицы космоса. Ю. Швец. Пост управления полетами. Нетрудно заметить, что в творчестве художников-фантастов как бы соединяются два повелительных начала: одно — от науки, другое — от искусства. «По мере того как пропасть между искусством и наукой станет исчезать, — писал английский ученый Дж. Бернал, — постепенно все большее число людей, обнаруживающих склонности к художественному творчеству, поймет, какие волнующие возможности заложены в дальнейшем прогрессе науки». Внутренне, психологически для многих из тех, кого относят либо к мйру науки, либо к миру искусств, неприемлема сама идея диспропорции в развитии науки и искусства, тем более неприемлема идея антагонизма этих двух начал. Об отражении знаний поэтическими средствами мечтал Валерий Брюсов, упорно выяснял роль чисел в жизни всего сущего другой поэт — Вели-мир Хлебников. Леонардо, Ломоносов, Гёте, Герцен — всем им свойственно целостное восприятие мира, сближение чувства и мысли. ...Мечта о грядущем. Без нее немыслим прогресс, невозможно создание, строительство самого грядущего. Без мечты о будущем нет будущего. Вчера, сегодня, завтра художник берет кисть, чтобы прикоснуться к мечте, писатель с пером в руке задумывается о «дней грядущих веренице». Так было всегда. 1626 год. Умирает Френсис Бэкон, образованнейший человек своего времени. Его друзья находят незаконченную рукопись, на первой странице которой рукой Бэкона выведено: «Новая Атлантида», Эта удивительная страна существовала в воображении художника и ученого. Новая Атлантида — сказочный остров науки; рукотворный острову контуры которого едва различимы в глубине далекого XVII века. Прошло три с половиной столетия. Горизонт мечты многократно расширился: перед мысленным взором художника — континенты будущего. НИКОЛАЙ МАССАЛИТИН ХРОНИКА пг» # Гостем редакции был известный датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп. Состоялась беседа о проблемах жанра сатирического рисунка и его месте в решении темы антиимпериалистической борьбы, связанной с предстоящим 60-летием Великого Октября. По приглашению редакции спортсмены-дельтапланеристы Московского клуба «Дельтаплан» провели показательные выступления в Бакуриани (Грузинская ССР) во время международной встречи журналистов-горнолыжников. Редакция принимала сотрудника молодежного научно-популярного журнала «Югенд унд техник» (ГДР) Норберта Клотца. На встрече с коллегой из братского издания были обсуждены проблемы сотрудничества наших журналов, а также круг вопросов, связанных с участием «Югенд унд техник», в специальном номере «ТМ», посвященном 60-летию Великого Октября. Устный выпуск журнала «Техника — молодежи» состоялся в одном из научно-исследовательских институтов столицы. Перед молодежной аудиторией выступили авторы журнала — кандидат физико-математических наук В. Адаменчо, врач-гипнолог В. Райков, сотрудники редакции. __I 1974
|