Техника - молодёжи 1977-04, страница 20

Техника - молодёжи 1977-04, страница 20

земля

ауна

сх -у

ш

JO

Картина обтенания небесных тел «солнечным ветром».

мые разные предположения: вода (по аналогии с Землей), силикатные частицы, формальдегид, плавиковая, серная и соляная кислоты и т. д. При полете станций «Венера-9» и «Венера-10» была замерена температура верхней кромки облаков. Оказалось, что условия здесь соответствуют точке замерзания... серной кислоты 75-процентной концентрации.

Радиационные измерения показали, что поток теплового излучения у Венеры меньше, чем у Земли, а ведь поверхность нашей «соседки» разогрета почти до 500° С. Еще парадокс: температура ночной стороны этой загадочной планеты на 10— 12° выше, чем дневной. Разгадка, видимо, в том, что тепло излучает лишь один сравнительно тонкий верхний слой облачного покрова.

Днем вследствие разогрева облака «вспухают», и этот верхний излучающий слой оказывается в более холодной среде.

Поведение плазмы в межпланетном пространстве, ее взаимодействие с небесными телами представляют серьезный интерес с точки зрения как фундаментальных, так и прикладных исследований. Ведь «солнечный ветер» (поток плазмы, идущий от Солнца) — одно из важных передаточных звеньев в цепочке солнечно-земных связей. При изучении взаимодействия «солнечного ветра» с планетами, говорит руководитель одного из экспериментов кандидат физико-математических

наук О. Вайсберг, прежде всего интересуют такие вопросы, как природа «препятствия», встающего на пути плазменного потока; характер взаимодействия потока и «препятствия», энерго- и массообмен между ними; условия образования ударной волны и т. д.

Наиболее простой случай — это взаимодействие «солнечного ветра» с Луной, которая не имеет ни собственного магнитного поля, ни сколь-нибудь ощутимой атмосферы. Тут плазма, попадающая непосредственно на лунную поверхность, просто нейтрализуется и поглощается. Ударной волны не возникает, а за Луной образуется корпускулярная конусообразная

тень.

Взаимодействие потока с телом, имеющим, подобно Земле, сильное магнитное поле, изучено достаточно хорошо, и мы не будем на нем останавливаться. А вот если собственное магнитное поле планеты не столь велико, чтобы воспрепятствовать плазме вступить в прямой контакт с атмосферой, — что тогда? Роль «препятствия» в этом случае будет играть ионосфера и нейтральная атмосфера. Поток плазмы, не поглощаясь целиком, вынужден совершать «огибающий маневр». Такую любопытную картину и удалось наблюдать на Венере. По-видимому, здесь может возникать индуцированное магнитное поле как следствие воздействия «солнечного ветра» на ионосферу планеты. Одно из свидетельств тому — обнаружение специфического пограничного слоя в тени Венеры. Слой этот представляет собой четко выраженный поток плазмы с весьма малыми скоростями и температурами частиц. Есть предположение, что пограничный слой заполнен плазмой ионосферы, которая увлекается набегающим «солнечным ветром».

Все рассказанное — лишь малая часть любопытнейшей информации, переданной на землю станциями «Венера-9» и «Венера-10» и их спускаемыми аппаратами.

3. Получите посылку!

18 августа 1976 года автоматическая станция «Луна-24» совершила посадку в юго-восточ,ной части Моря Кризисов. После прохождения обязательных «таможенных процедур» с Земли поступила команда: «Начать бурение!» Буровое устрой-ство на новой станции обеспечивало проникновение на глубину двух метров с отбором образцов породы по всей длине скважины. Напомним, что ранее с Луны доставлялись образцы грунта длиной до 350 мм. Теперь же в возвращаемом аппарате тех же габаритов предстояло разместить двухметровый образец, да при этом сохранить естественный характер залегания пород. Задача не из простых! Всю работу бурильной установки пришлось строить на абсолютно новых принципах.

На станции установили направляющие, по которым перемещалась буровая головка, приводящая в движение буровую штангу. Внутри штанги располагалась гибкая трубка грунтоноса, в которую и «упаковывался» грунт. Процессу «упаковки» помогали эластичные ленты, двигавшиеся внутри грунтоноса снизу вверх. По окончании бурения грунтонос с образцом намотали на барабан м поместили в капсулу возвращаемого аппарата.

И вот ценнейшая посылка уже доставлена на Землю. Но прежде чем вскрыть ее, поясним, почему местом для забора грунта было выбрано именно Море Кризисов. Если посмотреть на карту Луны, то окажется, что точки бурения образуют цепочку, протянувшуюся с юга на север: от Моря Изобилия («Луна-16») через материковый район («Луна-20») к Морю Кризисов («Луна-24»). Комплексная программа работ советских автоматов позволяет накапливать экспериментальный материал по различным характерным районам лунной поверхности, дающий возможность выявлять общие закономерности строения Луны как небесного тела, а в дальнейшем приложить эти закономерности к решению многих проблем «земных» наук — геофизики, геохимии, геологии и др.

Море Кризисов, как рассказал кандидат химических наук Ю. Стахеев, — это глубокая впадина (ее дно расположено на 5 км ниже среднего уровня), около трех миллиардов лет тому назад заполнившаяся изливавшимися базальтами. На образцах, взятых в этом районе, должны остаться «следы» тех процессов, что происходили на поздних этапах магматической стадии эволюции Луны. Кроме того, с Морем Кризисов связана одна из наиболее волнующих

пограничный слои

бенера

1974