Техника - молодёжи 1977-04, страница 27

Техника - молодёжи 1977-04, страница 27

ребристые облака! Никогда такого не видел! Солнце находится внизу и подсвечивает их. Они пока невысоко подняты над горизонтом. Яркие...

Сначала мы наблюдали облака, находясь над Сахалином. А потом — пролетая над Казахстаном. Странно, но ощущение было такое, что они вращаются вместе с атмосферой — за три часа от Солнца не отодвинулись, но мощность их увеличилась, и лучше всего их было видно на границе светового ореола.

О серебристых облаках люди знают с конца прошлого века. Ученые очень заинтересовались ими. Странным было то, что эти легкие, с металлическим блеском облака светятся на небе, когда Солнце давно уже село и наступает ночь.

До сих пор много спорят об их происхождении и составе. На высоте более 80 км царит семидесятиградусный мороз. Ученые полагают, что какие-то стихийные возмущения, например извержение вулкана, вынесли огромное количество водяного пара и пыли в атмосферу. Пар осел на крохотных космических пылинках и кристаллизовался... Может быть, это и так, но до сих пор никто не возьмется утверждать, что серебристый металлический блеск дают именно водяные пары. Возможно, они состоят из твердой углекислоты или какого-либо иного вещества. Проверить трудно. Слишком велика высота, на которой «живут» серебристые облака.

Космонавтам, летавшим до нас, не удавалось видеть таких облаков, поэтому «Земля» восприняла наше сообщение как настоящую сенсацию. А Петр Климук по-рабочему докладывал:

— Видим блестящий холодный свет, почти перламутровый... Он переливается так красиво... Облака тянутся сплошной линией от Урала до Камчатки, до самого восхода Солнца... Они не вращаются с атмосферой, а держатся на каком-то расстоянии от солнечного диска... А сейчас мы видим их как бы в профиль. Верхняя граница очень четкая, а нижняя размытая, толщина всюду разная...

Сейчас изучением серебристых облаков занимаются ученые многих стран. Сеть станций наблюдения охватывает большие площади планеты, но с одной станции наблюдения можно увидеть крохотный участок серебристых облаков, а количество станций еще не так велико, чтобы можно было из подобных кусочков составить целую мозаику.

Мы же со станции не только сфотографировали серебристые облака, но и сделали их спектрографи-рование... Еще один пример того, как наблюдение из иллюминатора орбитальной космической станции может дать научную информацию,

которую не получить и за многие десятилетия очень интенсивных наблюдений с поверхности Земли...

Всюду жизнь

Специальный раздел программы полета второй экспедиции орбитальной научной станции «Салют-4» был посвящен медико-биологическим исследованиям.

Интересный результат получен в эксперименте под названием «Оазис». «Оазис» — система, предназначенная для выращивания растений в условиях невесомости. Были у нас семена гороха, и прихватили мы с собой еще две луковицы. И вот на десятые сутки могли уже ^обирать урожай. За время полета горох вырастал дважды: через три недели после посадки он погибал, и мы высевали его вновь. Из 16 семян проросли 13.

Вообще занятия с зелеными растениями доставляли нам массу наслаждений: в безжизненном космосе — зелень, жизнь!

Интересно ведут себя растения в невесомости! На Земле корень, появившийся из проросшего семени, под действием гравитации устремляется вниз. А здесь никакого низа нет. Куда он будет расти?

Когда проводили эксперимент с освещенностью и поворачивали свет, оказалось, что весь горох поворачивается за светом. Свет — единственный ориентир в невесомости! Если растение расположено так, что корень «смотрит» в землю, а проросток обращен в сторону света, это растение будет жить и даст урожай. Если же ориентация иная, то растение погибает. Наши стрелки лука за десять дней выросли на 10—15 сантиметров. Мы пощипали лук и поели — хороший, горький! Значит, в космосе жить можно.

Проведены нами и испытания системы регенерирования воды из водяного конденсата. Установка конденсировала влагу, выделяемую человеком в атмосферу станции при дыхани" или испарении с поверхности кожи и т. п. С помощью насосов конденсат откачивался с поверхности аппарата в емкость, где проходил тщательную очистку от всевозможных примесей, а затем насыщался солями, чтобы по вкусу вода походила на обычную земную, которую мы привыкли пить. Эта вода нам понравилась, ее-то мы и пили полтора месяца, хотя запас московской, ионизированной серебром воды у нас был. На Земле говорят: «С человека семь потов сошло», а мы нашли для обозначения напряженного труда другую формулу: «Человек семь потов выпил...»

44

11

ОАЗИС СНОВА НА
ОРБИТЕ

АЛЕКСАНДР КАМИН, биолог

Так уж случилось, что сначала мы писали об «Оазисе-2» («ТМ»>, № 4 за 1974 г.), а теперь говорим об «Оази-се-1». Оазис — греческое слово, означающее место среди пустыни, где имеется растительность и вода. В толковом словаре Ушакова оазисом называется также что-то исключительное, непохожее на окружающее...

Нетрудно представить себе рабочий отсек орбитальной станции, «набитый» техникой: сложнейшими астрономическими и астрофизическими приборами, системами навигации, обеспечения жизнедеятельности экипажа и многим другим, что необходимо для выполнения программы полета, и если в этом море техники вы увидите зеленые растения, тянущиеся к свету, то это и будет оазис. «Летающий оазис», «Грядки в космосе», «Оазис жизни на орбите» — так называли журналисты, аккредитованные при Центре управления полетом, свои статьи об установке «Оазис-1» на орбитальной станции «Салют-4».

И в этих броских названиях нет преувеличения. Легко заметить, что развитие космонавтики идет по пути создания космических станций длительного существования. И кос мические объекты следующих поколений, возможно, доставят человека на Марс, Венеру и другие планеты солнечной системы. Космические путешествия станут намного продолжительнее и потребуют создания принципиально новых систем обеспечения жизнедеятельности человека, создания искусственной биосферы.

По определению академика В. Вернадского, биосфера — область распространения жизни. Она включает все живые организмы планеты и элементы неживой природы, составляющие среду их обитания. Но даже на Земле запасы минеральных элементов (необходимых

25