Техника - молодёжи 1977-04, страница 29

Техника - молодёжи 1977-04, страница 29

Вода, используемая для растений, содержит только ионы серебра. Никаких питательных веществ в ней нет. А серебро увеличивает длительность ее хранения. Кстати, такую воду пьют и космонавты.

Растения выращивались при искусственном освещении, создаваемом люминесцентными лампами так называемого «дневного» света. Эти светильники специально изготовлялись для орбитальной станции: ведь они должны были вынести все механические воздействия, сопровождающие старт (вибрации, перегрузки), питаться от бортовой сети электропитания, иметь нужные характеристики.

Кстати, разработка светильников, субстратов, систем водного питания растений для космических оранжерей имеет большое значение для народного хозяйства. Например, искусственные субстраты широко применяются в овощеводстве закрытого грунта, в цветоводстве. А системы с замкнутым технологическим циклом, основанные на круго-

На иллюстрациях (слева направо):

Растения гороха, возвращенные на Землю со станции «Салют-4» после первой экспедиции. Снимок сделан через час после приземления спускаемого аппарата.

Общий вид системы «Оазис-1». Слева — культивационный блок, где выращивались растения, справа — регистрирующий блок с кинокамерой, работающий в режиме покадровой съемки. Система разработана и изготовлена во Всесоюзном институте сельскохозяйственного машиностроения.

Схема подачи воды в системе «Оазис-1»: 1. Двухсекционная емкость с водой. 2. Воздушная помпа для создания избыточного давления в системе. 3. Дозирующее устройство для полива вегетационных сосудов. 4, 5. Тумблеры. 6, 7. Распределители. 8, 9. Вегетационные сосуды.

вороте веществ, помогут решить проблемы охраны внешней среды и экономии сырьевых ресурсов.

Но вернемся к системе «Оазис-1М». На второй день после прибытия на орбитальную станцию «Салют-4» бортинженер первой экспедиции космонавт Г. Гречко произвел полив грядок, включил свет. На третий день появились всходы. Все, казалось бы, предвещало хороший урожай. Был включен регистрирующий блок, снабженный кинокамерой, которая каждые десять минут делала по снимку. Пленка запечатлела динамику роста растений.

Но вдруг сообщения с борта стали тревожными: в сосудах оказалось много воды. С одной стороны, поскольку исчезло тяготение, в капил-лярно-щелевом субстрате стали действовать только капиллярные силы и силы сцепления — они превратили сосуд в исправный насос, качающий воду. С другой — резко изменились условия транспирации и испарения влаги — нет естественных конвекционных токов воздуха.

Дозированную подачу воды, рассчитанную и проверенную на Земле,

пришлось корректировать. Это было сделано совместными усилиями космонавтов Г. Гречко и А. Губарева и специалистов Центра управления.

В результате урожай «был спасен». На фото (слева вверху) показаны растения, которые были сфотографированы на месте приземления спускаемого аппарата «Союз-17». Стебли сочные, зеленые, в полном расцвете сил. «Нам они очень нравятся», — не раз сообщали космонавты с борта станции.

Во второй экспедиции эксперимент с «Оазисом» продолжали космонавты П. Климук и В. Севастьянов. Вегетационные сосуды были уже «исправлены» с учетом приобретенного опыта. Не обошлось без казусов. Космонавты захватили три луковицы и, конечно, не удержались от того, чтобы не посадить их в грядку. «На день рождения Климука попробуем зеленого луч

ку», — поделились они своими планами с Землей.

Эта экспедиция продолжалась дольше, чем первая, — два месяца. На грядках появились дружные всходы гороха, луковицы дали густую зеленую поросль, и опять ничего не предвещало беды. Но вдруг растения стали желтеть, их листья закручивались в причудливые спирали.

...И вот космическое путешествие закончилось. В специальном термостате уникальный материал был доставлен в лаборатории ученых.

Что же произошло с растениями?

{Внешний осмотр и биометрический анализ показали, что по общему развитию они лишь незначительно отличаются от контрольных, выращенных на Земле, в земном «Оазисе».

Последующие исследования дополнили, что горох при невесомости растет, ориентируясь на источник света, однако его корневая система менее развита по сравнению с конт

рольными образцами. После определенной стадии, предшествующей образованию генеративных органов, рост этих растений тормозится под влиянием космических факторов. Причины такого явления пока не удалось установить, и эксперименты в этом направлении продолжаются.

В заключение заметим, что над проблемой создания систем типа «Оазис» работали ученые и конструкторы Москвы, Минска, Вильнюса.

Значение этих систем огромно. Полученные важные данные о поведении высших растений в условиях неаесомости обогатили наши знания. Сейчас уже представляется возможным, основываясь на идеях К. Циолковского, разрабатывать реальные биологические системы регенерации веществ на борту космических аппаратов.

1974