Техника - молодёжи 1978-06, страница 28

Техника - молодёжи 1978-06, страница 28

сотой архитектурных сооружений. Шир-ваншахи славились роскошью своего двора, пышно принимали послов, вели обширную торговлю.

Во времена ширваншахов Шемаха была большим городом. Об этом говорит хотя бы то, что при землетрясении 1667 года в Шемахе (и, вероятно, в ее окрестностях) погибло 80 тысяч человек.

Не менее десяти раз за последние 300 лет она подвергалась практически полному разрушению. Но люди упрямо держались за свою столь ненадежную землю, сиова и сиова отстраивали город. Столица края была перенесена из Шемахи в Баку после катастрофического землетрясения 1859 года. Описание этого землетрясения оставил известный геолог, один из первых исследователей Кавказа, Г. Абих: «Сотрясения, гибельные для города, возвестились глухим подземным гулом, раздававшимся, подобно перекатам отдаленного грома, со стороны северо-западных гор. За этим последовали горизонтальные удары, очень сильные, которые слились с волнениями ощутительно вертикальными. Эти удары в несколько секунд повредили почти все строения в городе и причинили большие несчастья».

* * *

Если бы пробуждение Везувия — то, что погубило Помпеи, Геркуланум н Стабии в 78 г. и. э. — происходило в наши дин, то его при нынешнем уровне опыта, техники и геологических знаний можно было бы предсказать. Хорошо известно, что в годы, предшествовавшие катаклизму, в районе Везувия происходили частые и сильные землетрясения, к которым, однако, люди относились с удивительным легкомыслием.

Пятого февраля 63 года — за 16 лет до вулканической катастрофы — император Нерон устроил свой сольный концерт в Неаполе. Император имел очень высокое мнение о собственных артистических талантах, и никому не было позволено мешать его концерту. Поэтому, когда грянуло землетрясение, император был скорее возмущен, чем напуган, грозной стихией и ушел со сцены только после того, как закончил свой номер. Это землетрясение было одним из сильнейших в данной области; оно причинило большие разрушения и стоило жизни десяткам людей.

* * ♦

В субботу 1 ноября 1755 года в Лиссабоне, столице Португалии, зазвонили бесчисленные колокола, и благочестивые жители отправились в церкви слушать мессу. Утро было тихое, ясное и солнечное, ничто не предвещало катастрофу. И вдруг в 9 часов 40 минут горожане содрогнулись от чудовищного рева, вырвавшегося кз недр земли, а затем твердь земная провалилась под ногами — раз, другой, третий... Через 6 секунд Лиссабон, богатый и красивый город с населением 260 тыс. человек, превратился в груду обломков.

Мгновенно погибли десятки тысяч человек, еще большее количество жителей было ранено. Через 20 минут после толчков волна высотой с четырехэтажный дом ринулась иа сушу и уничтожила всех, кто искал спасения на набережной, в порту и иа кораблях. Прошло еще три часа, и на развалинах Лиссабона запылал чудовищный костер. Город перестал существовать. Число жертв достигло 60 тыс. человек. Эпицентр землетрясения находился в море, в 100 км к западу. Возникшая здесь волна цунами, двигаясь со скоростью нескольких сот километров в час, разорила прибрежные поселки в Марокко к Франции, достигла берегов Англии, Ирландии, Голландии, Скандинавии, перетекла Атлантический океан и обрушилась на побережье Бразилии, где смыла рыбацкий поселок Ресифи.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

них, ближайших к нам этапах развития. Для этого разработаны методы, основанные на изучении форм рельефа Земли. Сравнив эти данные с тем, что происходило в каждом районе на предыдущих этапах, можно увидеть, где продолжается та же тенденция развития, а где возникает что-то новое и структура коры перестраивается. Например, установлено, что Балтийский щит непрерывно и устойчиво поднимается уже сотни миллионов лет, а на Кавказе в ряде мест прежде приподнятые зоны начали несколько десятков миллионов лет назад интенсивно прогибаться, на месте же прогибов образовались горы. Здравый смысл подсказывает, что с точки зрения опасности землетрясений места перестройки земной коры опаснее, чем участки однонаправленного устойчивого режима движений. Однако соображения, основанные на здравом смысле, надо еще проверять.

Важны такие высокоточные геодезические измерения, которые позволяют оценить размах и скорость современных движений земной коры. При этом опять-таки важно знать свойства и структуру участков коры, которые движутся сегодня с различной скоростью.

Когда собраны все данные о движениях земной коры в разные этапы ее развития и намечены опасные зоны перестройки ее структуры, можно приступить к проверке «здравого смысла». Для этого на составленные карты накладываются эпицентры отмеченных в данной области землетрясений. Теперь до прогноза зон различной сейсмической опасности остается как будто всего один шаг, но тут обнаруживается очеречлач преграда. Все ли признаки геологического описания одинаково важны, или среди них есть какие-то особенно важные, весомые? Может быть, «вес» отдельных признаков меняется от места к месту? Работы последних лет показали, что для оценки сейсмической опасности информативна лишь сравнительно небольшая группа признаков, различных в разных тектонических зонах, и «вес» каждого признака меняется в зависимости от других особенностей геологической обстановки. Если какая-либо зона разлома в земной коре, протягивающаяся на сотни километров (к примеру, разлом, ограничивающий с юга систему хребтов Большого Кавказа), разделяет на своем протяжении разные блоки Земной коры, то сейсмическая опасность вдоль такого разлома будет неодинаковой.

Следить мысленно за изменением геологической обстановки и характера сейсмичности, держа в голо

ве всю совокупность геологических характеристик, — задача почти невыполнимая. Для того чтобы более уверенно выделять зоны различной сейсмической опасности, необходимо привлечь к решению этой задачи современные математические методы и вычислительную технику. Тогда задача сведется к тому, чтобы обучить ЭВМ различать по комплексу геологических признаков участки разной сейсмической опасности. Всю территорию взятой для этого эксперимента области разбивают на i ебольшие ячейки и каждую из них описывают комплексом выбранных признаков. Совокупность таких ячеек должна составить материал для обучения ЭВМ, то есть для построения эталонных «образов» условий, в которых могут возникнуть землетрясения — сильные, слабые, средние. Одновременно ЭВМ может отобрать признаки наиболее тесно связанные с уровдем сейсмической опасности.

Сравнив остальные ячейки области с эталонными, можно разделить все ячейки по уровню сейсмической опасности и нанести эти данные на карту. Это и будет прогнозная карта максимально возможной магнитуды ожидаемых землетрясений. Проверку такой карты можно провести двумя способами. Прямой способ — в течение всех последующих лет регистрировать землетрясения и проверять, соответствует ли их энергетическая характеристика прогнозной. Второй путь — косвенный. Можно попытаться использовать найденные в исходном (калибровочном) регионе сейсмолого-геологические закономерности для составления прогнозной карты другого региона, сходного по тектонике и общему уровню сейсмичности. Если такая карта успешно предсказывает вареги-стрированные в регионе землетрясения, значит, найденные закономерности действительно существуют, и построенная по новому региону карта может использоваться для предсказания максимальной энергии будущих землетрясений. Опыт такой проверки уже есть. В качестве калибровочного региона был взят Кавказ, а прогнозные карты были составлены не только для Кавказа, но и для Крыма, Карпат, Южных Альп и некоторых другиу областей. Эти карты позволяют давать обоснованные рекомендации строителям, возводящим различные сооружения: плотины, заводы, жилые дома.

Достижения советской школы сейсмологов и геологов по прогнозу места и силы землетрясений очень значительны и имеют большой вес в мировой науке и строительной практике.

26

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Геодезические измерения

Близкие к этой страницы