Техника - молодёжи 1979-02, страница 13

Техника - молодёжи 1979-02, страница 13

мутагены среды в 90 процентах случаев одновременно вызывают и мутации и рак. Следовательно, зная динамику раковых заболеваний, можно судить и о том, в какой степени в разные годы мутагены среды поражают молекулы ДНК в хромосомах человека. Дальнейшее движение по пути неконтролируемого нарушения биологических основ существования человека крайне опасно для населения. Уже сейчас около трех процентов детей рождаются умственно отсталыми. Все эти факты имеют не только собственно научное, но еще и моральное и социальное значение. Естественно, что они волнуют не одних ученых, но и правительства, и целые народы. Создано много национальных, региональных и международных обществ по изучению мутагенов среды. В СССР ведется большая работа в соответствии с советско-американским соглашением о сотрудничестве в области охраны окружающей среды по проекту «Биологические и генетические последствия загрязнений». Эти вопросы курирует секция «Генетические аспекты в проблеме «Человек и биосфера» Государственного комитета по науке и технике Совета Министров СССР.

Каждому понятно, что эти факты имеют огромное значение при оценке роли генетики в борьбе за благосостояние человечества. Неконтролируемый рост мутаций может поставить под угрозу биологические основы существования человечества. Задача генетики состоит в прогнозировании этих явлений и в разработке путей защиты для упрочения наследственности человека.

Генетическая инженерия: за или против?

— Николай Петрович, мне хотелось бы остановиться еще на проблеме, волнующей сегодня многие умы. Тем более что она приобрела ре только чисто научное, но и социальное звучание. Я имею в виду проблему, связанную с риском, вызываемым широким использованием генетической инженерии.

Как только были начаты первые работы по генной инженерии, на страницах печати появились многочисленные статьи-предупреждения, в которых высказывались опасения в связи с возможностью случайного создания и утечки в окружающую среду высокоактивных форм инфекционных вирусов. Вы, наверное, помните о воззвании, подписанном многими зарубежными учеными, которое касалось именно этого вопроса. Как вы относитесь к данной проблеме?

— Начну с того, что многие разговоры о генной инженерии были просто спекулятивными, не имеющими под собой реальной почвы и рассчитанными скорее на сенсацию, чем на серьезный подход к достаточно сложной проблеме. Ведь на сегодняшний день нет конкретных доказательств того, что генетическая инженерия опасна, так же как и того, что она полностью безвредна. И именно поэтому, мне кажется, все дискуссии на эту тему сейчас чисто умозрительные. И биология как наука экспериментальная не должна обращать на них слишком большого внимания. Другое дело, что во всех своих работах и экспериментах ученые просто обязаны соблюдать определенные меры предосторожности. Но ведь это относится не только к биологам и генетикам.

С другой стороны, уже просто невозможно отказаться от генетической инженерии, так как она создала реальные предпосылки для решения прикладных проблем огромного значения.

Например, генетическая модификация промышленных микроорганизмов, необходимая для увеличения их продуктивности, или же высших растительных форм с целью повышения их урожайности. С помощью генетической инженерии можно будет сочетать в одной клетке синтез разных продуктов. Станет возможным также вносить в клетки гены, которых ранее никогда в них не было. Можно будет перенести животные гены в клетки КГикроорганизмов, что позволит синтезировать специфические протеины, гормоны, антитела и многое другое.

А возьмите такой аспект практического использования генетической инженерии, как производство вакцин. Всем известно, что вирусами вызываются такие болезни, как полиомиелит, гепатит, инфекционный мононук-леоз, грипп и ряд других.

Фрагменты ДНК, кодирующие белки оболочек этих вирусов, могут быть выделены и внесены в плазмиды, с тем чтобы передача их в бактериальные клетки обеспечила получение белков оболочек в больших ферментерах. Генетическая инженерия упростит производство вакцин и сделает ненужными громоздкие и нетехнологичные методы, применяемые в настоящее время. Таким же путем можно производить различные виды человеческих иммуноглобулинов, интерферона, антител кровесвертываю-щих сывороток, инсулина, гормонов роста и т. д. Все эти вещества синтезируются только животными при очень строгой регуляции, и добывать их можно в очень небольших количествах. Выращивание же генноинже-нерным путем полученных микроорганизмов в небольших ферментерах

сделает их такими же доступными и дешевыми, как, скажем, антибиотики.

— Николай Петрович, вы только что упомянули об инсулине, лекарстве от сахарной болезни — диабета. Но ведь, насколько я знаю, он производился задолго до того, как появилась генетическая инженерия. Так нужны ли были ее успехи для производства известного всем препарата?

— Постараюсь объяснить, почему проблема инсулина становится неотделимой от достижений генетической инженерии. Диабетом страдают сейчас миллионы людей, особенно пожилые. В организме животных инсулин вырабатывается в поджелудочной железе. Раньше его получали из печени животных. Но количество больных диабетом все растет, инсулина уже иногда не хватает. Да и само по себе это лекарство довольно дорогое.

Так вот, ученым удалось выделить ту нуклеиновую кислоту, в которой записан код инсулина, размножить ее и с помощью генетической инженерии пересадить в... бактерии, которые начали размножаться. И тогда оказалось, что из одной молекулы можно получить миллионы новых молекул, которые будут кодировать инсулин.

Опыты в этом направлении проводятся и у нас и за рубежом. Хочется верить, что они закончатся успешно.

Вероятно, когда новый метод внедрят в повседневную практику, ученые попытаются лечить людей, пересаживая им недостающие гены или заменяя испорченные. Но это уже далекая перспектива генной инженерии.

— Вы сказали, что в далекой перспективе, но все же можно будет вылечить человека от диабета, введя в его организм гены, отвечающие за производство инсулина. Не означает ли это, что с помощью генетической инженерии возможно будет лечить и другие подобные болезни?

— Конечно, когда-нибудь человечество научится с помощью генетической инженерии лечить если не все, то многие наследственные заболевания, избавляться от вредных мутаций, вызываемых химическими воздействиями, радиационным облучением, бороться с раком.

В нашей беседе я перечислил лишь незначительную часть проблем и задач, поднятых на XIV Международном генетическом конгрессе в Москве. Круг охваченных им вопросов был гораздо шире. Выступления на конгрессе показали, что мы участвуем в стремительном развитии общей, молекулярной, частной генетики, генетики человека. В сфере современной генетики оказались огромные животрепещущие вопросы. Эти вопросы касаются человека и всей жизни на нашей планете.

11