Техника - молодёжи 1979-02, страница 60

Техника - молодёжи 1979-02, страница 60

£

Чтобы верить стрелке...

В Уставе Петра I о компасном мастере сказано: «Исправлять работу свою он должен с прилежанием и добрым мастерством. Должен компасы делать и смотреть, чтобы иглы, на чем ^ компас вертится (шпильки. — Н. С.), были острыми и не скоро бы смалывались (истирались. — Н. С.). Также чтобы проволока на компасе (стрелка. — Н. С.) к N и S крепко была натерта магнитом, дабы компас мог быть верным, в чем надлежит крепкое смотрение иметь, ибо в том зависит ход и целость корабля... Ему же делать и песочные часы (так называемые «склянки». — Н. С.) и смотреть, чтобы право (исправно. — Н. С.) ходили. За нерадение жестоко наказывать...» Как видим, обязанности и ответственность мастера определены четко. И все-таки даже строжайшее исполнение этих предписаний не гарантировало от ошибок...

По мере увеличения кораблей приходилось все шире применять на деревянных судах железные крепежные детали. И после этого моряки стали замечать, что склонение магнитной стрелки на различных курсах неодинаково. Около 200 лет назад русские моряки уже твердо знали: судовое железо заметно действует на компас. Они старались поэтому удалять от нактоузов — деревянных тумбочек, в которых крепился компас, всякие же

лезные вещи. Неподвижные железные части, которые нельзя было удалить, обмазывали замазкой, оплетали ворсою и даже обвязывали парусиною, хотя это, как стало известно позже, совсем не помогало... Позднее был издан царский указ о том, чтобы «...впредь на кораблях заменять железа около компаса медью и не ставить оного ближе 14 футов от компаса».

В первый раз полное определение девиации

(отклонение компаса) на русском флоте было сделано в 1824 году около Кронштадта Крузенштерном на бриге «Олимп».

Твердые, узаконенные способы и приемы для определения поправок тогда еще не выработались, и каждый командир «делал это по своему разумению и усмотрению.

При переходе от деревянного судостроения к железному картушки в компасах застаивались и почти совсем не вращались или ходили в обе стороны на 20—30°. При застое картушек рулевой беспрестанно колотил компас, чтобы заставить картушку вертеться... Когда же картушка ходила на оба борта, то шпильку, на которой она сидела, нарочно притупляли и этим устраняли ее размахи!

В России научной разработкой компасного дела начал заниматься в 60-х годах прошлого века лейтенант флота И. Белавенец, впервые устранивший полукруговую девиацию на судах «Петербург» и «Петропавловск». Белавенец же первым начал научно разрабатывать проблемы судового магнетизма, за что и был в свое время заслуженно награжден золотым компасом с тридцатью двумя бриллиантами:по одному на каждом румбе. Через 15 лет в разработке этих вопросов принял участие капитан-лейтенант Де-Коллонг, русский военно-морской офицер,

впоследствии академик.

Своими изысканиями он произвел полный переворот в компасном деле, дав математические графики и формулы, позволившие

уничтожать девиацию на кораблях самим штурманам, не прибегая к помощи портовых специалистов.

Ленинград

Н. СУПРУНОВ

«Наш бронепоезд...»

В «ТМ» № 2 за 1978 год опубликована заметка «Памятник боевой славы» — о трофейном танке, установленном на постаменте в Архангельске.

На снимке показан еще один памятник боевой славы — вагон бронепоезда, построенный рабочими

Днепропетровска в 1918 году и участвовавший в боях на Украине и в Поволжье.

Впервые появившись во Франции в 1871 году, бронепоезда получили большое распространение в период гражданской войны. К октябрю 1918 года Красная Армия уже имела 23 бронепоезда. Иногда их защиту составляли только мешки с песком. Но если позволяли условия и время, умелые руки рабочих превращали обычные вагоны и платформы в настоящие крепости, вооружая их , пулемета

ми и орудиями, обшивая броней.

Много новых бронепоездов было построено во время Великой Отечественной войны. Они участвовали в обороне Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Днепропетровска, Севастополя. Применялись они и в наступательных операциях, для противовоздушной обороны.

В боях с фашистскими захватчиками использовались и бронепоезда, построенные в первые годы Советской власти. Один из них — «Красновосточник» — сейчас экспонируется на площадке боевой техники Центрального музея Вооруженных Сил СССР в Москве.

Сегодня бронепоезда, окончательно утратившие боевое значение, давно сняты с вооружения. Но бронепоезд навсегда остался символом мощи нашей армии, героизма и мужества ее бойцов.

А. ДЕСЯТЕРИК Днепропетровск

Рисунки Владимира ПЛУЖНИКОВА и Никиты РОЗАНОВА

РЕШЕНИЕ ШАХМАТНОЙ ЗАДАЧИ, опубликованной в На 1 за 1979 год

1. Kpf€ угроза 2. Фс8х

1...Л18 шах 2. Kef7x

1...0 —0 шах 2. Kgf7X

1 ...Kpd8

2. Od7X

(1868—1946) занимает видное место в истории автомобилестроения. Но этому выдающемуся человеку также не повезло с Королевским обществом: в 1897 году он направил туда статью о механизме возникновения подъемной силы крыла. Не будучи профессиональным гидромехаником и математиком, Ланчестер употреблял в этой статье непривычные для профессионалов термины: «вихревое движение» он называл «периптеральным движением», а вместо слова «вихрь» писал «возбужден

ная волна». В результате Королевское общество отвергло его работу как ненаучную. Лишь в 1906 году после опубликования блестящей работы Н. Жуковского «О присоединенных вихрях», в которой было дано исчерпывающее математическое обоснование связи между подъемной силой крыла и циркуляцией, стало ясно, что Ланчестер первый осознал эту связь на качественном уровне.

Москва

Л. ЕВСЕЕВ