Танкомастер 1997-02, страница 19

Танкомастер 1997-02, страница 19

осуществлять поворот всей орудийной установки весом 1920 кг усилиями одного человека. Угол обстрела орудия по горизонту составлял около 220°. Возимый боекомплект - 80 шрапнелей и 25 гранат - размещался в особой камере под поворотным кругом.

Наблюдение за полем боя командир бронеплощадки мог вести из специального фонаря с обзором вперед и в стороны порядка 270°. Позднее, с учетом боевого опыта, бронеплощадки получили командирскую башенку с круговым обзором. Для отопления бронеплощадок зимой вдоль их бортов были проложены трубы, соединенные с паровым котлом паровоза. Для тепло- и шумоизоляции вагоны изнутри обшивались 20-мм слоем пробки и 6-мм фанерой. Изнутри бронеплощадки окрашивались в белый цвет, снаружи, как и весь состав, в защитный.

На бронепаровозе находился боевой пост командира бронепоезда с наблюдательной башенкой и пультом электрической сигнализации для связи с командирами бронеплощадок (команды передавались при помощи включения и выключения цветных лампочек в определенной последовательности). Она дублировалась рупорной (корабельного типа) и звонковой (при помощи колокольчиков) связью. Наблюдение за ходом движения поезда осуществлялось через четыре люка, которые в бою закрывались ставнями со смотровыми щелями.

Электрическая энергия для нужд бронепоезда вырабатывалась динамомашиной, приводимой в действие от паровой турбины паром котла и установленной в паровозной будке. Все воздушные и водяные рукава, а также электрические провода между платформами и паровозом были спрятаны в особые броневые трубы. Весь состав имел запасные колесные пары для западноевропейской колеи на случай действий в полосе австрийских или германских железных дорог.

Команда бронепоезда подразделялась на три взвода: пулеметный, артиллерийский, технический и дополнительно — паровозную бригаду, всего 4 офицера и 90 нижних чинов.

Благодаря четкой организации работ строительство бронепоездов велось чрезвычайно высокими темпами - на изготовление одного боевого состава в среднем уходило 16 дней. Сооружение первого закончили 1 сентября 1915 г. Бронепоезд был назван "Хунхузом". (Хунхузами в Маньчжурии называли бандитов. Это название не покажется странным, если вспомнить о "китайском" прошлом 2-й Заамурской железнодорожной бригады.) В тот же день поезд осмотрел Верховный главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич. Он остался весьма доволен увиденным и вынес благодарность производителю работ капитану

Даниэлю, а нижних чинов роты наградил деньгами. 2 сентября «Хунхуз» передали 1-му Заамурскому железнодорожному батальону, а 9 сентября, после пополнения его команды артиллеристами 1-й резервной горно-артиллерийской батареи, бронепоезд под командованием поручика Крапивникова убыл на фронт, на железнодорожную линию Ковель-Сарны. Вечером 23 сентября он получил первую боевую задачу: поддержать наступление 408-го полка 102-й пехотной дивизии. По прибытии на ст.Рудочка была произведена разведка пути, выяснившая его исправность вплоть до передовых окопов австрийцев. В 4 часа утра 24 сентября поезд тихим ходом двинулся к неприятельским позициям.

«...Подойдя к первой линии окопов и открыв по ним

фланговый огонь из всех пулеметов и переднего орудия, поезд заставил неприятеля покинуть окопы, обратив его в бегство (неприятелем было оставлено в окопах много трупов). После этого поезд двинулся дальше и принудил неприятеля действительным пулеметным и орудийным огнем очистить и вторую линию окопов.

В это время шедшая впереди поезда небронированная платформа, груженая рельсами и скреплениями на случай исправления пути, прорвав проволочные заграждения передними скатами, попала в ход сообщения, вырытый австрийцами и не замеченный из-за насыпи. Высланными мною нижними чинами платформа была отцеплена и бронепоезд начал движение обратно. Разорвавшимся тяжелым снарядом был испорчен железнодорожный путь, и бронепоезд оказался отрезанным, а сошедший с рельс задний броне-вагон, вследствие порчи пути, не дал возможности бронепоезду двигаться вперед и, таким образом, избежать прицельной артиллерийской стрельбы противника, вследствие чего было попадание в передний вагон снаряда, которым были убиты командир артиллерийского взвода штабс-капитан Лазарев и 4 нижних чина - артиллериста. После этого мною была дана команда покинуть поезд. Всего бой продолжался 40 минут. За это время выпущено: из

Разбитый «ХУНХУЗ» в районе ст. Рудочка. Лето 1916 г.

переднего орудия 73 снаряда, из пулеметов - 58500 патронов» - писал в своем рапорте поручик Крапивников.

Три с половиной месяца разбитый бронепоезд стоял между австрийскими траншеями. В ночь с 11 на 12 января 1916 г. команда охотников поручика Пашкевича сумела восстановить путь и увести заднюю бронеплощадку. Полностью бронепоезд был возвращен во время летнего наступления 1916 г., но ввиду невозможности восстановления пошел на слом.

Неудачная боевая судьба «Хунхуза» не явилась следствием недостатков его конструкции или тактики применения. Роль судьи здесь сыграл «его величество случай». Главной же особенностью «Хунхуза», выделяющего его в ряду себе подобных, было то, что он стал первым русским типовым бронепоездом очень удачной конструкции, которая не устарела и через много лет после его гибели.

TAHK0

МАСТЕР

17