Техника - молодёжи 1979-03, страница 45

Техника - молодёжи 1979-03, страница 45

Изучением влияния водной среды на животных и человека Игорь ЧАРКОВСКИЙ занимается бот уже двадцать лет — сначала будучи студентом Государственного центрального ордена Ленина института физической культуры (ГЦОЛИФК), а затем научным сотрудником Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры (ВНИИФК). По материалам его работ были сняты широко известные научно-популярные фильмы: «Как рыба в воде*, «Спорт и НТР», «Факторы здоровья». Публиковались статьи в журналах «Наука и жизнь», «Смена», «Советская женщина», «Физкультура и спорт»... При всем том в центре внимания оказался только один аспект проблемы — конкретная методика обучения плаванию детей грудного возраста, что в свое время стало главным девизом популярного ныне движения «Плавать раньше, чем ходить!». Однако до сих пор многие эксперименты, исследования Чарковского малоизвестны. По просьбе читателей рассказываем об этих работах.

ПЕТР КОРОП, наш спец. корр.

Бегство от гравитации?

Парадокс эволюции

Он был прекрасным пловцам, но панически боялся воды...»

Бессмысленная фраза, не правда ли? Любой спортсмен скажет: чтобы стать прекрасным пловцом, надо провести в воде немало времени, полюбить ее, жить в ней.

Мы вернемся к этому вопросу позже, а пока проделаем простой эксперимент. Возьмем кошку и попытаемся куском сырого мяса заманить ее в воду. Занятие вполне безнадежное. Теперь преодолеем бурное сопротивление, перенесем животное на некоторое расстояние

от берега и бросим в реку. Кошка__

не утонет. Она поплывет. И, кстати сказать, довольно умело.

И не только кошка. Все сухопутные — насекомые, пресмыкающиеся, звери (можно добавить: и птицы) умеют плавать. Но не все любят это занятие. Сухопутное существо испытывает перед водой панический ужас. И даже умея в принципе плавать, никогда не пойдет в воду добровольно. Оказавшись в воде, оно берет курс только к берегу, словно повторяя в своем исстеленном стремлении древнейший «исход» предков из первозданной колыбели жизни — из океана.

Давайте рассуждать так: если жизнь зародилась в океане, то у природы были к тому серьезные основания. По всей видимости, вода обеспечивала определенные блага и удобства для первых организмов. С другой стороны, благоприятная среда привела к тому, что бурно расцветающее население «колыбели» начало катастрофически возрастать, и биологический взрыв выплеснул часть морских обитателей на сушу. Спасаясь от смертоносной альтернативы естественного отбора, переселенцы были вынуждены стать первопроходцами суши, ее завоевателями.

Однако тут же им пришлось столкнуться с трудностями. За пределами «колыбели» действовал неведомый дотоле фактор — сила тяжести. Первообитателям суши надо было бегать и прыгать, преодолевая вездесущую гравитацию, которая до того ощущалась меньше, надо было осваивать безжизненные пока пространства, бороться за сохранение жизни и размножаться, надо было эволюционировать, быстро приспосабливаясь к сухопутному образу жизни... Одним словом, земная твэрдь оказалась не райским уголком. Но нет худа без добра. Гравитация потребовала от живых существ дополнительной энерт

гии — ведь формировались новые органы и новые организмы. Непривычные условия вынуждали решать бесчисленное множество задач, и поэтому выстраивались нервные комплексы, долго и мучительно накапливался «мозговой капитал».

Короче говоря, количественный скачок биологического взрыва обернулся качественным скачком в развитии жизни.

Но прогресс должен быть закреплен. Существа, выжившие столь дорогой ценой, несут в себе закодированный приказ предков — не возвращаться назад, в море. Приказ зафиксирован надежно: каждый организм, прежде чем появиться на свет, проходит в утробе матери весь предыдущий путь предков в миниатюре. Природа как бы напоминает будущему сухопутному индивидууму, кем он был и кем надлежит ему стать.

Тут-то и таится «великий парадокс эволюции»: приказ не возвращаться в океан хранится в частице, вышедшей из океана! В ней — в соленой капле — рождается эмбрион, в ней — в водной среде — он проходит ступеньки развития от одноклеточного существа к наземному млекопитающему. Любые роды — это выход «на сушу», выход

ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ