Техника - молодёжи 1979-04, страница 56Драгоценный гарнитур айнской красавицы, а может быть, вождя племени хранится в одном из музеев Токио. нимался собирательством, принято считать груды раковин, которые часто находят возле его стоянок Древние айны поедали моллюсков в таком количестве, что раковины от них образовывали не просто груды — целые горы. Эти груды одновременно есть и самый характерный признак дзёмонских поселений, ранние из которых относятся, видимо, ко II тыся- Великая Мать богов древних дзё-монцев. Мят* челетию до н. э. Многие из них сейчас раскопаны, а некоторые реконструированы и служат своего рода наглядными пособиями при изучении условий жизни дзёмонцев Иногда их поселения располагались в пещерах, но в большинстве своем люди дзёмо-на жили в постройках, где пол находился ниже уровня земли. Это так называемые полуземлянки, которые строили, например, в Северном Китае на протяжении всего неолита. Что представляли собой жилиша дзёмонцев? Все они, или почти все, имеют форму круга или прямоугольника. Расположение столбов, подпиравших крышу, указывает на то, что она была конической, если основой постройки являлся круг, или пирамидальной — когда в основе располагался четырехугольник. Во время раскопок не найдены материалы, которыми могла бы покрываться крыша, поэтому можно лишь предполагать, что для этой цели использовались ветки или тростник. Очаг, как правило, располагался в самом доме (только в раннем периоде он находился снаружи) — вблизи стены или посредине. Дым выходил через дымовые отверстия, которые делались на двух противоположных сторонах крыши. Очаг чаще всего укапывали в пол и обкладывали крупными камнями. Позднее дзёмонские дома отходят от типа полуземлянки — их пол уже располагался на уровне земли и был вымощен камнем. Трудно сказать, сколько человек обитало в обычном дзёмонском доме. Во время одних раскопок обнаружена хижина с останками пяти людей, погибших, как предполагают, от несчастного случая, но эта находка не вносит никакой ясности в вопрос, поскольку неизвестно, действительно ли все погибшие жили вместе. Орудия и оружие дзёмонцы делали более всего из обсидиана, которым так богаты Японские острова. При обработке его грани получались острыми и гладкими, лучше, чем у кремня, так что наконечники стрел и топоры дзёмонцев можно отнести к шедеврам неолитического производства Топор, кстати, и был основным орудием этих племен. Его использовали и по своему прямому назначению, и, вероятно, для рытья земли. Из других орудий важное место отводится скребку для обработки кож и коры деревьев. Из оружия незаменимы были лук и стрелы. Стрелы, как предполагают, были отравленными (айны и позднее употребляли для этой цели молотый корень одного из видов полыни). Высокого развития достигало производство из рогов и костей оленя гарпунов и удочек. Словом, и орудия и оружие дзёмонцев типичны для своего времени. Несколько неожиданно лишь то, что люди, не знавшие ни земледелия, ни скотоводства, жили в довольно многочисленных сообществах Термин «дзёмонская культура» возник от слова «дзёмон» — в дословном переводе с японского «веревочный узор». Именно от узора, которым дзёмонцы украшали свою керамику, они и получили такое название, поскольку узор наносился с помощью обыкновенной веревки. И что удивительно — нет никаких доказательств употребления ими какого-либо приспособления для верчения посуды, а тем более гончарного круга. Все делалось вручную! И все же керамике дзёмона отводится особое место в примитивной керамике вообще — нигде контраст между отполи-рованностью ее орнамента и крайне низкой техникой изготовления не выглядит разительнее, чем здесь. Вообще достойно восхищения, что собиратели и охотники достигли таких высот в искусстве. Уже отмечалось, что их фольклор, резьба и скульптура, мелодии и танцы необычайно красочны и своеобразны. А орнамент, которыми они украшали и посуду, и ткани, и резьбу, позволил ученым выдвинуть хотя бы частично обоснованную гипотезу о происхождении айнов. Сейчас многие склоняются к тому, что они — потомки древних племен, родственных австралийцам и меланезийцам. Вот что пишет по этому поводу академик А. П. Окладников: «Одним из веских доводов в пользу такого утверждения послужила орнаментика современных айнов и древнего населения Японских островов, в основе которой лежит кривая линия, конкретно — спираль». Итак, спираль. Произвольно, случайно ли ее начертание у айнов? Нет. Оказывается, спираль, как, впрочем, и второй элемент айнской орнаментики — зигзаг, есть не что иное, как изображение змей. И восходит эта символика к глубокой древности, к айнской мифологии, в которой рассказывается о небесном змее, спустившемся на землю в сопровождении своей возлюбленной, богини огня. Мы говорили, что основой религиозных воззрений древних айнов был первобытный анимизм. Небольшие антропоморфные фигурки, которые с самых что ни на есть ранних времен укладывались в могилы дзёмонцев, ясно указывают на веру в существование некоего божества в человеческом облике. Поначалу это были очень простые изделия с четко означенной головой, телом и руками, но без признаков пола. По мере развития дзёмонского общества фигурки моделировались яснее, приобретали все более развитые формы, а грудь их указывала на то, что изображения принадлежат особе женского пола. Предполагают, что они символизи 'Г
|