Техника - молодёжи 1979-04, страница 58

Техника - молодёжи 1979-04, страница 58

Америки, оставивших после себя такие же «раковинные кучи».

У айнов еще недавно можно было встретить южные рецепты растительных ядов, многие из которых забыты к настоящему времени. Подобные яды широко р асп ростра-if&ibi до сих пор у народов Юго-Ёосточной Азии и Индонезии. В то же время у айнов можно было найти и сибирские лодки-долбленки с надставньгми дощатыми бортами, как у* речных народов Амура и Оби, а также таежные лыжи й охотничьи сани...

Будучи сразу и лесными охотниками, и приморскими собирателями, и речными рыболовами, и добытчиками морского зверя, айны в то же время по укладу своего хозяйства и быта,оседлые жители, как и земледельцы, хотя им бы надлежало «бродить» и «кочевать» в поисках пищи. Тем не менее — и это не новость — подобное явление встретишь у некоторых народов Сибири — на Оби и Амуре, у оседлых охотников на морского зверя: алеутов, эскимосов, чукчей и других...

Из луба некоторых растений айны изготовляли примитивные ткани, как это издревле делают, например, Многие народы Юго-Восточной Азии, Индонезии и Меланезии. При этом айны используют простые ткацкие станки так называемого «индонезийского типа», на которых изготовляют грубое полотно из крапивы, как и некоторые народы Сибири и Дальнего Востока, а в прошлом и Европы — от Урала до берегов Англии. (Помните сказку Андерсена «Дикие лебеди», в которой магическая рубаха из крапивы превращала заколдованных принцев, этих невольных оборотней, в нормальных людей?)

В одежде айнов долгое время сохранялась древняя набедренная повязка жителей Южных морей, но им известна был» и глухая меховая куртка жителей Сибири и Седела Европы.

W айнов в прошлом встречалась обувь из лыка, типа русских лаптей и лыковых сапог, и типично охотничьи кожаные мокасины, как у индейцев Америки. Ряд таких странных совпадений можно продолжать* довольно долго.

Интересны и верования айнов, в которых все не менее сложно, и настолько запутано и переплетено, что многие исследователи разводят руками, не зная, куда смотреть, — на север и запад или же на далекий юг, вплоть до Австралии и Океании. Айны, как и многие охотничьи народы мира, великолепно владеют искусством «понимать зверей», отлавливать и приручать их. Причем женщины айнов часто грудью вскармливают детенышей лис,

енотов, диких свиней и даже могучих медведей. В последнем случае это нашло наиболее яркое воплощение в культе медведя и в знаменитом - « медвежьем празднике »...

©скармливание грудью детенышей зверей встречается у народов Меланезии и Австралии. Но эта древнейшая охотничья и магическая традиция бытовала в прошлом не только у них, но и у индейцев Северной и Южной Америки, некоторых народов Сибири.

К числу «медвежьих народов» можно отнести не только североамериканских индейцев, айнов, ке-тов и селькупов, обских угров Сибири и некоторые группы западносибирских татар, но и отдельные народы Европы, у которых чуть ли не до наших дней сохранились реликты древних медвежьих культов. Помните печальную и страшную легенду литовцев «Ло-кис», талантливо обработанную знаменитым П. Мериме после его путешествия в Литву, в которой рассказывается, как женщина произвела на свет чудовищного «оборотня», получеловека-полумедведя?

В древности айны поклонялись не только медведю (некоторые исследователи считают, что культ медведя был ими заимствован из Сибири), но и змее.

...Змеиная спираль, змеиный зигзаг, напоминающий собой молнию, культ богини-амеи мы будем встречать на протяжении всех тысячелетий истории человечества в различных районах Ойкумены. Мы увидим змей на фресках десятиты-сячелетнего анатолийского города Чатал-Хуюка, встретим королевских кобр в уреях фараонов Древнего Египта, в рисунках на вазах создателей великолепной и загадочной трштольской культуры на Украине (в которых ряд ученых видит далеких предков индоевропейских народов и даже прапра славян), в скульптурах и росписях античной Греции и Рима, в культе змеи и ужа у фракийцев Дуная и Балкан, в образе эмееяогой Девы у скифов Причерноморья, у народов Кавказа, ирано- и тюркоязычных кочевников евразийских степей, у дравидских и индоарийскмх народов Индостана и Юго-Восточной Азии, Африки. Наконец, практически у всех индейских племен Северной и Южной Америки...

Поэтому айнов можно смело отнести к народам, которые в древности по каким-то причинам поклонялись и обожествляли змей, видя в них тайный символ плодородия, живительной влаги, связанной с землей и небом, -— с тучами, дождем и молнией. Откуда заимствовали его айны, ведь земледелием они не занимались?

Можно еще много ставить вопросов, связанных с айнами, — культ

фаллоса и человеческих черепов, культ матери — хозяйки очага и культ меча и других, в прошлом широко встречавшихся у различных народов мира, практически на всех континентах. Однако это никак не приблизит нас к решению «айнской проблемы», как не приближает и вышеприведенное .перечисление того, что можно встретить в материальной и духовной культуре айнов и их далеких предков, живших уже в эпоху неолита на Японских островах. Многое из того, что было нами здесь названо, естественно, не заимствовано айнами ниоткуда, а было «изобретено» ими самими на определенной стадии культурного и исторического развития. Однако многое еще нуждается в дальнейшем изучении.

Со временем, думается, ответ на ряд из поставленных вопросов, вероятно, будет получен, а пока нам остается лишь согласиться с уже существующей точкой зрения на айнов, которая ранее была высказана еще русскими, а затем и советскими исследователями их культуры (Д. Н. Анучин, Н. А. Невский, Л. Я. Штернберг, М. Г. Левин, С. А. Арутюнов и другие). По их мнению, истоки и родину айнов следует искать где-то в Южных морях, поскольку физический тип айнов более всего находит свои аналоги среди представителей ав-стралоидной ветви экваториальной расы.

Видимо, и загадочный язык айнов, пока не находящий родства ни с одним из известных языков мира, следует связывать с еще слабо изученными языками народов Меланезии и Австралии, где, возможно, находятся его истоки. А может быть, корень, из которого он некогда произошел, давно уже исчез в глубокой древности, и мы о нем никогда ничего не узнаем. Все может быть, это не первый случай...

Айнов так и хочется назвать «детьми планеты», которым чуть ли не каждый из народов планеты что-либо подарил от себя на долгую память: один — лыжи и сами, другой — музыкальные инструменты, третий — одежду из меха, четвертый — веселый «медвежий праздник», пятый — что-то другое и так далее и так далее...

Разобраться в ворохе этих подарков, решить, что же у айнов свое, исконно айнское и что заимствованное, — дело будущих ученых. Ведь, как писал в 1963 году С. А. Арутюнов, «исследование этнической истории айнов имеет значение не только для понимания истории других народов Дальнего Востока, но и для понимания общих законов развития культуры народов при их контактах, смешениях и переселениях».

56