Юный техник 1969-02, страница 33Знаете ли вы, что береста обладает удивительными свойствами: она не гниет и не портится благодаря тому, что содержит смолистые вещества! С давних времен из бересты гнапи деготь. На севере на крышах домов прокладывали специальные берестяные пластины — «скалы», — так предохраняли бревна от гниения. Древние новгородцы использовали этот чудесный материал дпя письма. На мягкой, податливой поверхности берестяных пластин они писали острой костяной палочкой. Из бересты русский крестьянин делап «бураки» или «туеса» — сосуды для хранения еды или питья. Береста стала любимым материалом и у русских народных мастеров. Одним из старых центров резьбы по бересте был город Великий Устюг. Здесь издавна процветали ремесла. По всему миру расходились устюжские расписные коробы, сундуки, окованные узорно-просечным железом; изделия из серебра, , кгзшенные чернью. Вьется по берестяной табакерке упица с домиками, башенками, мельницей, живописные горки сменяют одна другую, ч, труб плывет дым. Вся картинка — в движении. Вы не просто смотрите на нее, а сами идете по этой улице, ощущаете динамику жизни. Северную бересту часто населяют фантастические звери, сказочные чудища с двумя головами, крылатые грифоны, Как попали они на русский Север, почему покорили фантазию народных мастеров и стали любимыми героями в народном творчестве! Они пришли на Русь с Востока вместе с древними легендами, как символы, олицетворяющие могучую силу в борьбе со зпом. Вместе со старыми рукописями они кочевали из века в век, из стольного Киева в Новгород, а оттуда дальше, на Север. Постепенно об их символическом значении забыли. Но образы неведомых зверей полюбились и остались жить в русском народном искусстве. Устюжские мастера всегда украшали свои изделия прорезью, подчас такой ажурной, что работа напоминала тончайшую резьбу по кости. Под прорезной узор подкпадыва-лась слюда или матовая фольга. Это создавало фон, который отливал матовым блеском и подчеркивал хрупкость и тонкость берестяного узора. Рязанскую бересту не спутаешь с северной. В ней уже не встретить ажурной прорези, ее заменяют тиснение и гра вировка. Меняются и сюжеты. Среди них сцены охоты, портреты исторических деятелей, просто жанровые сценки. Большинство из них заимствовано из азбук, книг, лубков. В берестяном искусстве нет ничего сложного. Каждый, кто обладает вкусом, элементарным чувством формы и линии, может убедиться в этом. Вот несколько советов начинающим. Заготавливать бересту надо в мае — июне, когда в дереве много соков и береста легко снимается. Только не повредите следующего слоя коры, зазелени, чтобы сохранить дерево. Бересту снимают пластинами, выпрямляют и складыввют стопками впрок. Возьмите одну из пластинок и снимите наружные шероховатые слои так, чтобы она стала гладкой и ровной. И эвчи-стите ее шкуркой. Главное орудие резчика — нож с острым лезвием и несколько загнутым концом, глубоко сидящим в деревянной рукояти. Необходимы также неострое шило, циркуль и штампики, которыми выполняется тисненый узор. Контур рисунка нанесите на бересту шилом. А затем ножом вырезайте фон. Если нужна резьба несквозная, делайте только гравировку, то есть проведите неглубокие линии шилом. Тиснение производится штампом. Для этого возьмите деревянную, костяную или металлическую палочку и на одном конце ее вырежьте небольшую деталь узора, из которой складывается орнамент. Приложите штамп к берестяной плв-стине и постучите молотком, затем переставьте его рядом и снова постучите. На мягкой поверхности бересты отпечатывается тисненый узор. Так сделан орнамент из звездочек, треугольников и кружков на шкатулке с фигурками двух уличных торговцев. Контуры фигур, детали одежды выполнены гравировкой. В работах по бересте иногда употребляется канфарение. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде тонкой трубочки), мастер «выбирает» фон предмета и получает зернистую поверхность. Канфаренный фон хорошо виден нв тв-бакерке с портретом Рюрика. Если вы задумали сделать шкатулку или твбакерку, то заранее заготовьте деревянный остов. Приготовленные берестяные пластины с орнаментом наклеиваются нв крышку и боковые стороны шкатулки. Просушите — работе окончена. С. МИШИНА |