Техника - молодёжи 1979-05, страница 42

Техника - молодёжи 1979-05, страница 42

сУ

/

ВАДИМ ОРЛОВ, инженер

Одному из сотрудников академика С. И. Вавилова запомнился такой эпизод. Сергей Иванович, работая в лаборатории, случайно пережег электромагнит, изготовленный еще в прошлом веке физиком Гельмгольцем. Кто-то из присутствовавших позволил себе высказать по этому поводу веселые комментарии. «Ничего смешного тут нет, — рассердился Вавилов. — Это реликвия. Посмотрел бы я на вас, как бы вы себя чувствовали, если бы сами пережгли. Я все-таки его аккуратно заново намотал. Очень, доложу вам, неудобно было».

Случай, казалось бы, незначительный, несущественный для биографии знаменитого советского физика. Но, если вдуматься, эпизод говорит о многом. Так может реагировать в подобной ситуации только человек большой культуры, обладающий живым чувством истории и сознающий себя звеном в цепи поколений ученых. Но еще важнее другое: ученый убедил

своих сотрудников, что перед ними не хлам, а исторически ценный предмет, этой второй жизни заслуживающий.

Сколько их, научных и технических реликвий, отражающих богатую историю познания и преобразования мира, запечатлевших достижения инженерной мысли и создания искусных рук рабочего человека, достойны этой второй жизни!

Пришло время со всей серьезностью поставить вопрос о поиске и восстановлении научно-технических реликвий прошлого, о создании специальных разделов в краеведческих музеях, об организации таких музеев при заводах, вузах и министерствах. Об этом недавно прекрасно высказались на страницах «Комсомольской правды» выдающиеся ученые, рабочие и механизаторы. Мы горячо поддерживаем их обращение о создании Всесоюзного музея науки и техники. А ведь эта идея не нова!

ШЕДЕВРАМ ТЕХНИКИ-

Музеев с ретроспективными экспозициями у нас немного, но и распределяются они по частям триады «наука — техника — производство» неравномерно.

Музеи М. Ломоносова, Д. Менделеева, К. Циолковского, Н. Жуковского, И. Павлова, К. Тимирязева, И. Курчатова, С. Королева бережно хранят наследие великих соотечественников и неизменно пользуются популярностью. Всесоюзную и даже международную известность получил музей истории медицины, открытый в Риге. Менее известна экспозиция по истории микроскопии в Москве. Около 200 естественнонаучных музеев насчитывают вузы страны, но, несмотря на большую ценность собранных там экспонатов, работа этих полезных учреждений преследует почти всегда одни только учебные цели. Общедоступными их назвать нельзя.

В области техники и ремесел перечень будет более скупым. На первом месте, конечно, знаменитая Оружейная палата, но она не имеет аналогов. Значителен по масштабам Ленинградский музей железнодорожного транспорта, в нем свыше 6 тыс. экспонатов, включая уникальную коллекцию моделей мостов. Музей космонавтики в Калуге, коллекция натурных образцов советской авиационной техники в подмосковном городе Монино, музей тульских оружейников — вот, пожалуй, и все...

И уж совсем плохо дело обстоит с экспозициями, показывающими развитие основных производственных процессов. Таких музеев просто нет, хотя они по сути своей могли бы заинтересовать наибольшее число посетителей. А ведь в свое время, в годы первых пятилеток было даже принято решение о создании подобного музея.

Именно идея исторического развертывания технологий и приемов работы в горном деле, металлургии, машиностроении, энергетике, химической промышленности и других отраслях была положена в основу грандиозного музея, проект которого разрабатывался у нас в 30-х годах. Об этом свидетельствует выпущенная в 1933 году книга — в ней дано подробнейшее описание структуры музея, всех его отделов и залов, с характеристикой экспозиций, предназначенных к размещению, указан объем каждого из помещений и т. п. Книга содержит детально проработанное задание на архитектурное проектирование, она не утратила своей методической ценности и сейчас.

Название «Дворец техники» на обложке не должно нас смущать. Ведь в первых же строках описания сказано, что в залах дворца «должны показываться производственные процессы в их историческом движении и развитии». Действовавшее несколько лет Управление по организации и строитель

ству Дворца техники (начальник П. А. Юзбашев), не дожидаясь результатов архитектурного конкурса, вело активную работу по сбору у нас в стране и за рубежом необходимых материалов для экспозиций.

К сожалению, осуществить уникальный проект не удалось — помешали финансовые трудности, недостаточность ресурсов, а потом Великая Отечественная война. Но, помимо конкурсного задания, остался ценнейший материал — тысячи негативных фотопластинок с изображениями технических реликвий, орудий труда и процессов производства. Но, увы, это богатство выпало из научного обращения, о нем забыли, оно лежит без движения в одном из подвалов Политехнического музея.

Архив Дворца техники поистине клад! Не утратив методической ценности, он с годами приобрел ценность историческую. Ведь все экспозиции дворца мыслились не только как ретроспективные, они должны были завершаться показом современного состояния производства. А современность приходилась на первые наши пятилетки. Именно тогда волей партии и народа страна вступила на путь индустриализации, именно тогда на заводы и фабрики хлынул поток созданных в своем Отечестве, а не закупленных за границей машин и оборудования.

40