Техника - молодёжи 1979-12, страница 19КОСМИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН но, корни этого английского слова, неизменно остающегося «в моде» на протяжении всего XX столетия, следует искать в Германии и России 1900—1910 годов. Усилия архитекторов П. Беренса и выходца из Бельгии Ван де Вельде, а затем В. Гропиуса, основавшего в 1919 году в Веймаре школу художественных ремесел «Баухауз», сливались с усилиями русских художников и архитекторов Владимира Татлина, братьев Весниных, Александра Род-ченко. В 1918—1920 годах в Москве возникли мастерские художественного конструирования ВХУТЕМАС, где впервые были разработаны теоретические основы широкого практического участия художника-инженера-ученого в социально-промышленном развитии целого государства. В 20—30-х годах появилось немало диковинных для того времени проектов: «летающий город» Г.Крутикова, «кристаллическая архитектура» Б. Таута, воздушные плаву- 2 «Техника — молодежи» № 12 чие дома Р. Фуллера. Актуальными и важными найденные тогда решения стали гораздо позднее, в наши дни. На картинах молодого художника из Подмосковья Александра Белого изображено состояние гармоничного примирения эстетики и техники. Вот работа — «Космодром» (стр. 18). Этот вид огромного бетонного поля с веткой железной дороги и устремленными в небо ракетными исполинами стал уже почти привычен. Байконур или мыс Канаверал знакомы сейчас, пожалуй, каждому жителю Земли. Но художник заглядывает в будущее, в те уже близкие годы, когда «космические челноки» начнут сновать между Землею и орбитальными околоземными станциями... В синем мраке почти погасшего дня готовящиеся к отправке «челноки» словно теряют часть своей величины. Едва заметным кажется движение механизмов и машин технической подготовки полета. Но из всего обилия техники резко выделяется все то, чему суждено взлететь. Взгляд то и дело притягивают очертания произведений «космических дизайнеров» — этой «реактивной архитектуры» будущих орбитальных жилищ, этой «крылатой скульптуры», для которой постаментом является все необъятное поле космодрома. Взяв на себя задачу примирения человека и механизма, человека и искусственной среды его обитания,
|