Техника - молодёжи 1979-12, страница 20

Техника - молодёжи 1979-12, страница 20

дизайн не оставит своего посредничества между основными ценностями будущего, пока еще фантастического, мира космической техники.

Все сделанное «на экспорт в космос», несомненно, понесет на себе отпечаток совершенства и величия человека, его вечной мечты о небе. Там, в бескрайней вселенной, кос-мотехника станет лицом земной культуры, воплощением общечеловеческого художественного гения. Немыслимо представить себе встречу двух разумов во вселенной иначе, чем встречу красоты с красотой. Ведь уровень развития цивилизации можно определить и пользуясь эстетическими критериями. Картина «Встреча двух экспедиций» (стр. 17) посвящена именно такому столкновению двух различных цивилизаций. Если выражаться языком современных социологов культуры, то первый обмен информацией двух миров будет включать

в себя и обмен эстетической информацией. Гармоничная красота имеет универсальную ценность. Она не повергает, а возвеличивает разум. Психологически она способствует взаимному сближению и большей «коммуникативности» двух культур. Заметим, что состояние космонавтов, вышедших из вездехода и застывших при виде посланцев иного мира, можно определить как за-чарованность. Художник словно утверждает, что совершенная красота уничтожает недоверие и страх.

Прогнозы о неизбежности в будущем «холодной войны» между человеком и машиной нельзя признать состоятельными ни в социальной сфере, ни в сфере эстетической. Эра футуризма, авангардизма и технотронной культуры, протянувшаяся через весь XX век, нашим потомкам покажется поучительным экспериментом. Лабораторные попытки выделить из слитного по

тока жизни «чистое» искусство или «чистую» технику, науку покажутся сродни попыткам выделения не существующего в природе чистого железа из его окислов и соединений. Эстетика научно-технического постижения и преобразования мира, очевидно, будет признана одной из важнейших общих дисциплин будущего. Ее целью окажется улучшение природы человека и наилучшее развитие микро- и мегасреды его обитания. Хочется верить, что лучшие тенденции современной суперархитектуры или лендарта уж*= ^сейчас подготавливают художников-дизайнеров к будущему многократному расширению поля их деятельности, росту ее масштабов до масштабов солнечной системы и более... Не соперничество людей с плодами собственной деятельности, а мирный «диалог» человека и всей космической цивилизации видит художник в будущем.

Третья его картина «Перед спуском на планету» (внизу) посвящена, пожалуй, тем отдаленным временам, когда создаваемые человеком аппараты будут послушны ему, подобно органам собственного тела. Но как они будут выглядеть? Можно предположить, что целый космический корабль-зонд станет одним биороботом, полуживым кибернетическим существом, наделенным самыми совершенными двигательными способностями в гравитационных и иных космических полях. Спуск такого кибера на исследуемый объект будет подобен «мысленному пилотажу» каждого из двух операторов по той же траектории. Кто знает, какие тонкие интеллектуальные связи установятся между человеком и «его» кораблем? Может быть, он станет родным и потеря его будет трагичной?

Согласно античному афоризму «подобное стремится к подобному», совершенство будущего человека требует предположить такие же качества у окружающих его умных «машин». Конечно, космический дизайн будущего не станет тем «тотальным дизайном» современного потребительского общества, грядущую эру которого провозглашают Р. Фуллер и иные западные теоретики. Дизайн перестанет быть стимулятором торговли и средством в конкурентной борьбе монополий.

Творчество будущих художников-конструкторов поможет людям не только значительно увеличить свое техническое могущество в глубинах вселенной, но и сохранить свою подлинную природу. Этот вдохновенный труд будет служить тому, чтобы красота человека и его дел слилась с вечной красотой вселенной.

ВАЛЕРИЙ КЛЕНОВ, искусствовед