Техника - молодёжи 1980-02, страница 43

Техника - молодёжи 1980-02, страница 43

«Все это время я был машиной...»

К 4-й стр. обложим

Погода — вот что волновало больше всего. «Генеральный» конструктор «летающего велосипеда» (так шутливо окрестили «Альбатрос»' журналисты) Поль Мак-Криди не раз до этого заявлял: «При хорошем небе мы выигрываем четверть лошадиной силы». А это не так уж мало для такого необычного предприятия, как перелет через Ла-Манш на «Альбатросе». Ведь хотя аппарат весит всего 25 кг, пилоту придется изрядно попотеть, работая ногами, без передышки вращая винт диаметром 4,04 м со скоростью 72 об/мин. Только при таких условиях обтянутая полиамидной пленкой «стрекоза» с размахом крыльев в 29,09 м взлетит в воздух и начнет покрывать по 18 км/ч.

Исследуя метеорологическую статистику за последние 60 лет, авиаторы подметили, что в мае — июне над проливом создаются наилучшие погодные условия для полета: легкий северо-западный ветер слегка прогуливается по очень тихому морю; тепло, и вместе с тем солнце греет не настолько, чтобы опалить синтетическую конструкцию аппарата. Кроме того, условия полета далеко не комфортабельны: пилот сидит в закрытой кабине из прозрачной фольги. На борту в качестве необходимого оборудования термометр, высотомер и карманная рация для контакта со спасательной командой, сопровождающей самолет на катере.

Долго ожидали благоприятного момента. Наконец вечером 11 июня появилась надежда: ветер юго-западный, 5 узлов, видимость более 10 км, волнение моря до 2-х баллов, облачное прояснение от среднего до высокого.

Идеально! «Альбатрос» полетит теперь уже в сопровождении пяти лодок, они давно стоят на старте в Фолькстоуне Всю ночь два врача, метеоролог, фотограф, две надувные лодки с водолазами напряженно ожидают Бриана Аллена, ожидают начала.

Предварительные работы проведены. Органы воздушного надзора пообещали освободить пролив на время полета, метеорологи — постоянно снабжать команду надежными сведениями о любых погодных изменениях.

3 часа 20 минут. Сто журналистов, фотографов, бодрствующие

5*

местные жители-энтузиасты собрались на крутом обрыве. Впереди Ла-Манш. Бриан поднимается в узкую кабину. Нажимая на педали, пилот приводит аппарат в движение. Какая досада! Через два метра пути поломка в шасси. Начинается ремонт. И все же в 5 ч. 41 мин. старт наконец удался. И снова неувязка: через несколько метров полета над водой Бриану приходится сделать крюк, чтобы сопровождающие его лодки могли бы обойти песчаную отмель... Казалось бы, дальше все должно идти прекрасно, но нет, пилот, летя на высоте в 5 м, вынужден уступить дорогу танкеру, который, несмотря на занятость пролива, безразлично продолжает идти своим курсом...

...Прошел час полета. Мак-Криди на головной лодке сопровождает своего питомца. «Ноги отяжелели, сильная тяжесть в ногах», — сообщает Бриан Аллен. Но это быстро проходит, высокая натренированность помогает справиться с неприятным симптомом. Ведь до нынешнего перелета проведено около сотни экспериментальных. Правда, многие из них закончились плачевно. «Пятнадцать «Альбатросов» разлетелись вдребезги. Мы, как говорится, даже их костей не собрали!» — расскажет потом Аллен.

Условия этого уникального соревнования были установлены в 1959 году. Именно тогда влиятельный промышленник Кремер учредил приз, который должен получить человек, су-меющий пролететь на аппарате тяжелее воздуха определенную дистанцию. Но после многочисленных аварий участник команды Джек Конми сказал: «Пусть они уточнят все условия получения приза, а то мы так никогда его не получим и останемся с одиннадцатью фунтами в кармане...»

В конце концов организаторы приза прйшли к «точной» формулиров

ке, которая звучала примерно так: перелетите Ла-Манш, и приз ваш.

Мак-Криди и команда принялись за работу. За несколько недель кропотливого труда им удалось облегчить конструкцию на 12 кг. «Примеры для подражания мы нашли в самой природе. Например, идею управления полетом подсказал... сокол. Если ему хочется повернуть, то он делает это при помощи хвоста. Вот и мы сделали искусственный хвост, но поместили его перед носом. Пилот тянет за тросик и проделывает с «хвостом» то же, что и птица. И стрекоза, насекомое, легко совершающее длительные перелеты, подала нам идею, утвердившуюся в окончательном изображении аппарата... Зубчатые колеса мы сделали из ацетатной смолы, они очень легки, и вообще цель была как можно «точнее» отобразить в аппарате и пилоте весовые соотношения птицы...»

...Через 2 ч. 50 мин. полет закончился. Безумно усталый Бриан Аллен посадил машину на французском берегу. Мак-Криди расплакался — сбылась долголетняя мечта конструктора. Человек уже может летать в небе, рассчитывая только на свои силы!

СЕНСАЦИИ НАШИХ ДНЕЙ