Техника - молодёжи 1980-06, страница 59Но не все ученые разделяют мне ние Кнорозова. Например, немецкий этнограф Томас Бартел считает, что письменность майя — это своеобразное «зачаточное» (эмбриональное) письмо. Американский востоковед И. Дж. Голб утверждает, чтр рукописи майя подобны пиктограммам североамериканских индейцев. «Самое лучшее доказательство того, что письменность майя не является фонетической, — пишет он, — это то, что она все еще не дешифрована. Это необъяснимо, если вспомнить главный принцип теории дешифровки: фонетическое письмо обязательно будет дешифровано, если известен язык этого письма. А на языке майя говорят до сих пор». В фундаментальном труде «Иероглифические рукописи майя» (1975) Ю. В. Кнорозов убедительно опроверг подобные мнения. Он полностью расшифровал четыре иероглифические рукописи XII — XV веков, которые оказались справочниками (требниками) сельских жрецов, «содержащими подробный список обрядов, жертвоприношений и предсказаний. Независимо от этого крупного успеха прочтение древних текстов I — IX веков все еще очень затруднительно. Однако работа Ю. В. Кнорозова открывает многообещающие перспективы исследования истории государств Нового Света. СИТОВСКАЯ НАДПИСЬ Летом 1928 года болгарский археолог (а впоследствии легендарный разведчик) доктор Александр Леев, обследуя одну пещеру в Родопах, обнаружил на ее южной стене надпись, названную затем Ситов-ской (см. «ТМ» № 3 за 1973 год). Она до сих пор не дешифрована, и никто даже не имеет понятия, какой народ ее создал... Впрочем, мы ничего не знаем и о племенах, населявших Балканский полуостров в ту отдаленную эпоху (более пяти тысячелетий назад). Вероятно, они не были большой этнической группой, поскольку уже в III тысячелетии до н. э. распались и были ассимилированы праиндоевропейцами, идущими с севера и запада. Однако из древнегреческих легенд и преданий известно, что до греков Эллада называлась Пеласгией и была населена пеласгами, родоначальник которых заложил основы цивилизации. Исторический анализ треческого языка показывает, что еще во II тысячелетии до н. э. в него включились многие элементы языка пеласгов, весьма близкого к индоевропейским. Исследования академика Вл. Геор-гиева показывают, что и на острове Крит пеласги составляли древнюю этническую прослойку, сохранившуюся там до конца II тысячелетия до н. э. Учитывая все это, можно допустить, что пеласги были наследниками духовной и материальной культуры неизвестных неолитических балканских племен V тысячелетия до н. э. Усовершенствовав их протолисьменность, пеласги могли передать ее первым греческим племенам. Совсем не кажется невероятным предположение, что авторами Ситовской надписи как раз и были «божественные пеласги», что знаки надписи являются своеобразным «промежуточным звеном», связывающим протописьменность и древние пиктографические знаки острова Крит. То, что Ситовская надпись высечена на скале в неприступной пещере, удаленной от населенных мест, говорит о ее важности, о желании сохранить ее навсегда. Примечательно также, что на Балканском полуострове по сей день не обнаружено других подобных памятников. От огромного периода между IV и концом II тысячелетия до н. э. остались лишь орнаменты на каменных блоках мегалитической культуры на острове Мальта, каменные надписи на храмах Египта, Шумера и Вавилона, а также сибирские петроглифы. Любопытна и 120-см каменная стела, найденная в 1973 году в селе Керсоновка (СССР). Обычным материалом для письма в те времена была глина, а затем папирус и пергамент. Техника гравировки на камне была не известна ни фракийцам, ни славянам. Лишь греки в I тысячелетии до н. э. начали вырезать письменные знаки на специально подготовленных каменных плитах, стараясь, естественно, делать надписи покороче. Очевидно, что создатели Ситовской надписи владели сравнительно высокой материальной культурой и оформившейся письменностью. Можно предположить, что еще в глубокой древности они окончательно исчезли как самостоятельная этни ческая единица. Вероятно, они были частью прасемитско-хамитских народов, которые под натиском пра-индоевропейцев в начале IV тысячелетия до н. э. частично ассимилировались, частично ушли в Малую Азию и на Ближний Восток, после чего на Балканском полуострове наступил упадок. Вероятно, первые индоевропейцы смешались с последними остатками прасемито-хамитов и положили начало таким племенным группам, как пеласги, ликийцы и т. д. Пеласги и стали истинными наследниками древних традиций. Из греческих источников они известны как народ со значительно более высоким уровнем производства, а также социальной и духовной жизни, чем первые греки. Нашествие фракийцев в середине III тысячелетия до н. э. и пра-греческих племен в конце тысячелетия постепенно ликвидировало политическую независимость пеласгов и в конце концов завершилось полной победой греческого этноса. Это объясняет полное отсутствие каких бы то ни было остатков культуры пеласгов. И, может быть, Ситовская надпись относится к самому последнему этапу существования этого древнего народа. Она сохранилась лишь благодаря своему местоположению, подобно тому, как в Северо-Западных Родопах остались фракийские святилища, по-священные Дионису — греко-фракийскому божеству, происхождение которого теряется во мраке тысячелетий. Последние исследования показывают, что многие стороны культа Диониса восходят к первобытным народам позднего неолита и каменно-бронзового века. Исторический подход к раскрытию происхождения Ситовской надписи и выводы из него лишь наше предположение. Подтвердится оно или нет — покажет будущее, когда будут прочтены критские иероглифы. Тогда, возможно, появятся и реальные перспективы разгадки тайны этого уникального письменного памятника. Перевод М. ПУХОВА Глиняная печать из Караново и глиняная таблична из Градешницы (Болгария). Эти унинальные памятнини относятся примерно к той же эпохе, что и Ситовская надпись. По мнению академика Вл. Георгиева, некоторые знаки на табличке из Градешницы аналогичны древним критским иероглифам. 57
|