Техника - молодёжи 1980-06, страница 62

Техника - молодёжи 1980-06, страница 62

Есть ремесла, без которых трудно представить себе историческое бытие любого народа, — землепашец, воин, гончар, кузнец. Но существуют профессии, которые составляют как бы особенное достояние разных наций, — моряк, пастух, зверолов, рыбак. На деревянной Руси издревле в почете было плотничье искусство.

Из бездонной мглы времен пришли основные приемы плотничьего ремесла, прославившего северную Русь. Еще во времена первых князей киевских новгородцы — жители соснового края — слыли за великих знатоков плотницкого дела. Летопись доносит: когда пришли северяне воевать родовое гнездо Мономаха, дружина Святополка Окаянного дразнила их: «Ах вы плотники! А вот мы поставим вас наши хоромы рубить!» Дразнить-то дразнили, а вот под стены Царь-града киевские русичи ходили на судах, рубленных в Новгороде и Смоленске, — об этом хронисты Второго Рима писали еще в X веке.

Только ленивому не давался в руки топор. Усердный крестьянин, получив от «мира» избную помочь — сто бревен, принесенных из лесу сотнею «помочан», без сторонней помощи в одно лето складывал сруб под

что печной дым не уходил в трубу, а невозбранно поднимался от очага вверх, под самую крышу, сруб делали очень высоким, дабы можно было заниматься делами в то время, пока непроницаемый для глаза полог тяжко колышется над головами. Чтобы укрыться от хлопьев нагара, падавших сверху, над лавками, располагавшимися вдоль «мшоных» стен, помещались особые полки — полавоч-ники. Эти полавочники устанавливались как раз на нижней границе дымного облака и как бы делили избу на две части — черный верх и чистый, «белый» низ. Когда весь дым утягивался наружу, волоковое оконце затыкалось, и накалившиеся за время топки очаг и верхние венцы сруба прогревали воздух в избе. Распределение же тепла было неравномерным: внизу оказывалось довольно прохладно, поэтому спали не на лавках, а предпочитали забираться на прокопченные полати, устроенные над входом в избу. Туда вела лестница или «шгло» — бревно с прорубленными в нем ступенями.

В жилищах побогаче дымоволок устраивали прямо в крыше — возле князька помещался дощаты^ люк, связанный с жердью (на Севере она

ИНСТРУМЕНТ, ПОСТРОИВШИЙ РУСЬ

звалась трубником), крепившейся возле устья печи. Утверждая конец жерди на разной высоте, меняли раствор дымоволока. Однако окончательно спастись от главных зол — еду-чего дыма и копоти — долго не могли. В памятнике XIII века «Моления Даниила Заточника» читаем: «Горести дымныя не терпев, тепла не вида-ти». Даже в богатых хоромах трудно было уберечься от падающей с продымленных стен «сыпухи» и соблюсти чистоту на полатях. Достаточные люди, пораскинув умом, принялись пристраивать к горнице род спальни, нагревавшейся от прокаленных печным жаром стен основного сруба. «Камора» была невелика и тесновата, зато почивать здесь можно было в чистоте и «благорастворении возду-хов», под перинами лежали клочья пахучего сена или богородской травы.

Профессионализация плотничьего ремесла привела к постепенному выветриванию традиционных мотивов в украшении жилища. Наглядевшись в столицах на модные строительные затеи, «питерщик» (так в северных губерниях звали плотников, ходивших в «отход» на заработки) понес в родные

СЕРГЕЙ ПЛЕХАНОВ

будущую избу. За зиму венцы как следует усаживались, и жилище обряжалось по дедовским заветам: крышу венчал охлупень, удерживавший кровлю, а скаты ее опирались на «куриц». Древний строитель обходился без гвоздей, что, однако, было не в ущерб прочности. Украшались очелья окон — в верхней части наличника помещались птица Сирин, либо русалка, по сторонам шли узоры, изображавшие солнце, кресты, фантастическую растительность, вырезанные одним только топором... Старорусская деревня, городская улица представляли собой порядок высоких срубов, похожих на башни, снабженные редкими маленькими оконцами. Крыши тогдашних домов не имели столь привычных нашему глазу труб, и в морозный утренний час виднелись над древнерусским сельбищем не стройные столбы дымков, поднимающиеся над кровлями, — густые клубы валили из так называемых волоковых окошек, расположенных в торце избы. Топка «по-черному» определяла основные конструктивные особенности такого жилища, решительно отличающие его от современных деревенских срубов. Из-за того,