Техника - молодёжи 1980-06, страница 65

Техника - молодёжи 1980-06, страница 65

как Казанский вокзал в Москве и храм-памятник на Куликовом поле.

Но если говорить об основном, определяющем направлении развития русского города в XX веке, придется признать, что сегодняшняя архитектура вырастает отнюдь не из древнерусских традиций. Бетонные блоки как бы символизируют торжество иных начал в зодчестве: голого функционализма, строгой геометрии, разрыва с землей. Из наших городов уходят традиционное многоцветье, ломаный силуэт, образованный островерхими крышами. Неповторимый облик некогда сложившейся архитектуры России все сильнее искажается многоэтажными параллелепипедами. Этот процесс обеднения архитектурного стиля, потери национальных традиций вызван особенностями современного развития: стремительным ростом городов, внедренйем новых материалов, стандартизацией и методов строительства...

Если подумать о тех переменах, которые предстоят в ближайшие годы в русской деревне, станет ясно — незачем спешить хоронить плотничье искусство. Бурное развития Нечерноземья, предуказанное потребностями страны, вызывает ныне горячие споры о том, каким быть завтрашнему селу. Поначалу многим казалось, что проще всего решить жилищно-быто-вые проблемы деревни, строя для ее жителей многоквартирные дома обычного городского типа. Однако наиболее дальновидным представляется тот взгляд, согласно которому будущее сельского строительства в возведении благоустроенных жилищ на одну семью. Вот на этом-то пути для плотников открывается необозримое поприще. Речь ведь идет не только о том, чтобы снабдить крестьянскую семью отдельным домом — в не меньшей степени наше общество заинтересовано в том, чтобы сделать новую деревню живописной, привлекательной для людей Вот здесь-то и пригодится накопленный веками «запас красоты», завещанный нам деревянных дел мастерами старой Руси.

Исследователями древнего деревянного зодчества собран, изучен, опубликован огромный материал. И вопрос о том, как снова ввести его в оборот, дать ему вторую жизнь в искусстве сегодняшних плотников, чрезвычайно важен. Об этом стоит подумать руководителям профессионально-технических училищ, готовящих плотников, да и сами ребята могут организовать кружки по изучению старинного русского ремесла, когда-то достигавшего высочайшей степени развития Конечно, будут поначалу и трудности — дело полузабытое, неясно, с какого конца за него приняться...

Но была бы охота — заладится и работа.

ТОПОРНАЯ РАБОТА

К 3-й отр. обложки

Плотничье искусство старинной русской деревни, которому посвящена статья С. Плеханова в этом номере нашего журнала, очень несложно в своей основе. Здесь, на 3-й странице обложки, показаны приемы сплачивания бревен и некоторые образцы плотницкой продукции, причем не особо мудреные, а типичные, их до сих пор можно увидеть в наших северных селах.

Эти иллюстрации публиковались в статьях и книгах О. А. Ганцкой, JI. И. Чижиковой, Т. В. Станюкович, И. В. Маковецкого и Е. А. Ащепкова, исследовавших деревянное зодчество русских крестьян.

Русскому народному зодчеству свойственно возведение стен не из вертикальных бревен (что характерно для Северной Европы), а из горизонтальных, причем стеновые поверхности соединяются под прямым или тупыми углами. Самый древний вариант стыковки таких поверхностей называется рубкой «в обло», или «по-круглому», «в угол», «в чашу». До середины XVIII века круглую выемку («чашу»), нужную для этого приема, вырубали на верхней стороне каждого бревна, а потом стали делать и с нижней, чтобы не было застоя влаги, вызывающего гниение. Стены второстепенных хозяйственных построек иногда делали из тонких бревен, соединяя их «в охряпку». Порой тот же способ, повышающий прочность конструкции, применяли только в нижних венцах срубов, а верхние возводили с меньшими усилиями.

При всех этих способах бревна используются «с остатком», то есть их концы остаются бесцельно выступать за пределы строительного объема. Этот порок нерентабельности устраняет рубка стен «в лапу», или «в шар», когда угол образуется гладким сплетением торцов, превращенных в шипы. На Руси рубка «в лапу» применялась уже в XVI веке.

Заданная природой высота деревьев ограничивала длину стен из цельных бревен. Чтобы удлинить стену в одной плоскости, бревна соединяли уже не под углом, а вдоль. Иногда на торце одного бревна делали паз, а торец другого превращали в шип. Тому же служили клинья, врезанные в пазы

бревен на соседних венцах. Такое соединение называлось «в притычку», или «в шип». В других случаях торцы у большинства бревен превращали в узкие прямоугольные шипы, которые заводились в продольные пазы на двух противоположных сторонах промежуточного вертикального столба. Это называлось сращиванием «в столб».

Порой для экономии ценного материала бревна большого диаметра пилили вдоль и, стесав острые ребра на Vs—Чб диаметра, соединяли в венцы. При этом стены в помещении получались плоскими, а на концевых выпусках бревен плоские срезы мешали скоплению застойной сырости. Так, например, построена банька в селе Тигрец Красноярского края (1).

Минимально обработанные бревна и их обрубки могли употребляться в крестьянском строительстве и без сплачивания. Такими они шли, например, на изготовление лестниц к амбарам. Лестничные ступени получались либо от вырубки ритмичных уступов в наклонном бревне перед входом в амбар (4), либо от заглубления в землю разновысоких чурбачков близкого сечения (32).

В северных деревнях еще больше естество дерева сохраняют колодцы древнего типа, где вместо сруба в землю входит долбленый ствол дерева. Чтобы достать воду, журавель, действующий как рычаг первого рода, опускал в эту трубу узкую цельную бадью, шарнирно закрепленную на деревянном свесе с рычага. Опорой рычагу служило раздвоенное дерево, в развилку которого была вставлена поворотная ось (35).

Рукотворную внешность дереву придавали не только ради конструкции, но и в эстетических целях. Несложным ритмичным узором, подчеркивающим природные качества дерева, снабжали галереи (28), ворота и крыльпа (11, 21, 30 — примеры из сел Архангельской области). В селе Таратине Ленского района Архангельской области сохранилось крыльцо (17), где узорчатость при монументаль-

63