Техника - молодёжи 1980-10, страница 14

Техника - молодёжи 1980-10, страница 14

АОРОГОЙ ГЕНИЯ

ТАТЬЯНА ТАБОЛИНА, аспирантка Института этнографии АН СССР

Этого гениального человека в Европе называли новым Аристотелем, на Востоке — «Шайхур-раис» — «Главой ученых», зачастую подменяя этим титулом его собственное имя Абу Али Хусейн Ибн Сина.

Жизнь его, полная взлетов и падений, отличалась переменчивостью : он был везиром и узником, познал богатство и нищету, времяпрепровождение в роскоши и многодневные скитания по знойной пустыне в поисках очередного безопасного пристанища. Столь же негладким был путь к людям и его научного наследия.

Через сто лет после смерти ученого на кострах в Багдаде религиозные фанатики сжигали его философские произведения. А спустя еще несколько сотен лет в Европе, как только появился печатный станок, последователи Авиценны сразу же после Библии выпустили его главный труд « Канон врачебной науки».

Ибн Сина работал в самых разных сферах науки: им созданы труды в области медицины, философии, геологии, математики, он прекрасно знал музыку, был поэтом, прозаиком. Работы Ибн Сины по естествознанию способствовали развитию химии, геологии, минералогии.

ЭТАПЫ БИОГРАФИИ

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина родился в 980 году в селении Афша-на неподалеку от Бухары. Его отец был чиновником на службе у Са-манидов. Выбирая имя своему первенцу, он следовал заветам древних восточных книг, которые учили: 4 Когда родится у тебя сын, то первое — это дай ему хорошее имя». Ребенка нарекли Хусейном. Дали ему еще и кунью — почетное прозвание Абу Али, что значит — отец Али, в надежде, что у него обязательно родится сын. Так и получилось это длинное имя, смысл которого был ясен каждому в те давние времена: отец Али, Хусейн, сын Абдаллаха, сына Хасана (так звали его деда), сына Али, сына Сины.

Становление Ибн Сины как ученого происходило в Бухаре, которая в IX—X веках была одним из передовых городов Среднего и Ближнего Востока. В эпоху Саманидов наибольшего расцвета достигла здесь поэзия, особенно в форме касыды — хвалебной оды в честь покровителей. В этом городе в возрасте десяти лет и начинал со всей серьезностью постигать основы наук будущий мыслитель. Первое сильное впечатление на Ибн Сину, заставившее его устремиться в необъятный океан науки, произвели сочинения философа-материалиста Ал-Фараби, после прочтения которых он говорил: 4Сегодня я получил ответы на мои вопросы». К пятнадцати годам он изучает математику, астрономию, богословие, философию, логику, о которой его учитель Абу Абдулла Натили говорил, что «это мерило всех истин». С особым усердием Ибн Сина постигает тайны медицины. Позднее он вспоминал: «Я пристрастился к медицинской науке и стал изучать книги, которые были составлены относительно этой науки, и взял на себя лечение больных. Затем открылись передо мною двери исцеления, освещенного моим опытом, который не поддается описанию. А мне в это время было шестнадцать лет».

Несмотря на юный возраст, его как известного врача приглашают ко двору бухарского эмира Нух ибн Майсура. В благодарность за свое исцеление эмир разрешает юному ученому работать в знаменитой библиотеке дворца. В ней было несколько комнат, в каждой содержались рукописные книги по различным областям знаний: истории, физике, математике, зоологии, ботанике, мусульманскому праву и поэтические произведения. Здесь Ибн Сина пополняет свои знания. Позднее Ибн Сина рассказывал своему ученику Джузджани: 4 Я нашел в этой библиотеке такие книги, о которых не знал и которых не видел больше никогда в жизни. Я прочитал их, и мне стало ясно место каждого ученого в своей науке. Передо мною открылись ворота в такие глубины знания, о которых я не догадывался».

После падения государства Саманидов в результате завоевания Бухары тюркскими племенами Ибн Сина, спасаясь от преследований султана Махмуда и фанатичного мусульманского духовенства, переезжает в столицу Хорезма Гургендж (ныне Ургенч), где сложились благоприятные условия для занятий наукой, литературой, искусством. Правитель города Али ибн Мамун покровительствует ученым, людям искусства. В этом научном сообществе, названном историками позднее 4Академией Мамуна», в благопри

ятной для творчества атмосфере Ибн Сина работал пять лет. Здесь он общался с известнейшими учеными: Ал-Бируни, ибн Муса ал-Хо-резми, знаменитым врачом Абдул Хасан Хаммата Шахристаном. В творческом отношении пребывание Ибн Сины в Хорезме наиболее плодотворно. Именно здесь им создана большая часть основного его труда — 4Канона врачебной науки».

Султан Махмуд Газневи, захвативший Хорезм, начинает преследовать Ибн Сину, отказавшегося жить при его дворе. Ученый был вынужден бежать. Вся его оставшаяся жизнь проходит в скитаниях по городам нынешнего Ирана. С 1007 года он живет в Хорасане, затем в древнем Хамадане (бывшем некогда столицей великой Мидии) при дворе его эмира Шамса уд-Даула. Сначала он был придворным врачом, затем был назначен везиром. Но предложенные Ибн Синой реформы о реорганизации армии вызвали недовольство в войсках, и эмир был вынужден его сместить. На это очередное изменение в своей судьбе ученый смотрел спокойно: «Находя одно, мы теряем другое. Я потерял должность везира, зато смогу спокойно заниматься наукой». Через некоторое время эмир Шамс, убедившись в лицемерии и неверности своего окружения, опять назначает Ибн Сину везиром, а сам отправляется в поход, чтобы захватить богатую добычу и пополнить свою казну, но внезапно умирает. Войско возвращается в Хамадан с мертвым предводителем. Начинается междоусобная грызня придворных. Ибн Сина решает переехать в соседний Исфаган, где правил эмир Ала уд-Даула, не дожидаясь, пока враги расправятся с ним. Но его письмо эмиру с просьбой принять его в Исфагане было перехвачено, и под предлогом того, что Ибн Сина осмелился переписываться с враждебным эмиром, его заточили

12