Техника - молодёжи 1980-10, страница 17треблении лекарств, принимаемых при различных болезнях». Большое значение он придавал и диете, как еще одному средству предохранения от заболеваний, так как каждая пища, по Ибн Сине, имеет свой темперамент. Это наблюдение остается верным и до настоящего времени. Народы Средней Азии по традиции и сейчас делят пюцу на два вида: оказывающую согревающее действие («гарми») и оказывающую охлаждающее действие («хунуки»). Помимо этих указаний, благодаря которым Ибн Сина считается предшественником профилактического направления в медицине, ученый в этом труде приводит описание ряда операций: камнесечения, кесарева сечения, кровопускания. Ведь он сам был прекрасным хирургом. Ибн Сина постоянно указывал на необходимость обращать особое внимание на Внешний вид больного, на его пульс, который он считал следствием действия жизненного духа в сосудах и связывал его с полом, возрастом, темпераментом, временем года. На Востоке распространена притча об Ибн Сине, излечившем умиравшего юношу, по пульсу которого он установил, что причина болезни — безнадежная любовь. Ибн Сина также советовал прослушивать грудь больного ухом, выстукивать живот, различая «бурдючный» (тупой) звук и «барабанный» (тимпанический). Эти способы обследования больных почти на тысячу лет предвосхитили методы аус-культации и перкуссии, вошедшие в практику современной медицины. Второй по значению медицинский труд Ибн Сины — «Поэма о медицине» («Урджузы»). Эта поэма построена автором как стихотворное учебное пособие, она содержит более 1300 двустиший по медицине. Ученый указывал, что поэма «составлена в простом изложении, понятными стихами, чтобы было нетрудно ее читать». В самом начале поэмы Ибн Сина образно высказывает свое отношение к медикам: «Поэты — принцы вселенной, врачи руководят телом. Красноречие упомянутых радует душу, преданность последних исцеляет болезни». Ибн Зухр (Авензоар), знаменитый врач XII века, ценил эту поэму выше «Канона» и считал ее равной целому собранию книг по медицине. Все латинские переводы «Канона» обычно в качестве приложения содержали и перевод «Урджузы». Вместе с другими медицинскими трудами Авиценны они стали подлинным мостом между античной и современной медициной. «Слушай мои советы и поступай сообразно им, ибо вся медицина собрана в моих словах», — с гордостью писал Ибн Сина о своих энциклопедических трудах. ЭНЦИКЛОПЕДИСТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В историю науки Ибн Сина вошел как подлинный энциклопедист, предшественник современного науковедения. Он создал оригинальную классификацию наук, разделив их на практические, касающиеся поведения человека, и теоретические, в которых исследование ведется ради знания. Практические науки он, в свою очередь, разделил на науку об управлении городами, о поведении человека (наука об управлении хозяйством), о самом человеке. Теоретические науки он разделил на «высшую» науку (учение об абсолютном бытии), «среднюю» (математика, астрономия, музыка) и «физику» (включающую естественнонаучные знания). Каждую же из теоретических наук Ибн Сина подразделил на чистые (первичные) и прикладные (вторичные) науки. Например, к чистой физике он отнес учение о материи, форме, движении, минералах, растениях, животных и т. д., а к прикладной физике >—. медицину, физиономику, объяснение снов, алхимию и «науку о волшебстве». Ибн Сина признавал религию, но расходился с догмами ислама, во многих его произведениях проявлялся протест против отдельных положений ислама. Он отказывался верить в загробную жизнь, говоря, что «тысячи великих людей ушли из бытия в небытие, но (пока что) ни один из них не вернулся из небытия в бытие». За многие подобные высказывания он заслужил репутацию вольнодумца и преследовался мусульманским духовенством. Стараясь обосновать необходимость развития науки, он указывал на возможность самостоятельного существования религии и философии. Ибн Сина изучал движение тел и свойство инерции, состав и свойства минералов, причины образования гор, состав метеоритов, происхождение живых существ: строение и жизнь растений. Свои естественнонаучные взгляды он изложил в выдающейся работе семнадцатитомной энциклопедии «Книга исцеления». Во всех произведениях Ибн Сины проходит основная его мысль о необходимости заниматься науками, постоянно совершенствовать свои знания. Необычайно требователен он был прежде всего к себе: «Я не досыпал ни одной ночи, да и в течение дня не занимался ничем иным, кроме наук». Он постоянно помнил, что человек должен стремиться к совершенству, и с честью выполнил поставленную перед собой жизненную задач?: «Я хочу достигнуть самых высоких вершин!» Память о великом сыне нашей земли хранят и его родная Афшана (вверху), и древние города, где ои жил и работал.
|