Техника - молодёжи 1980-10, страница 19тельные направления, почти не •взаимодействующие друг с другом. Таким образом, продвижение вперед оказалось сопряжено и с приобретениями и с потерями. Очень полезно поэтому, воспользовавшись излюбленным приемом фантастов, мысленно оседлать машину времени и вернуться лет этак на тридцать назад, к истокам зарождавшегося в те времена научно-фантастического бума. Устремленные в будущее ветви культуры были еще крепко-накрепко связаны, и история романа А. Кларка никого бы не удивила. Именно тогда начинали работать в области научно-фантастической живописи такие художники, как Г. И. Покровский, А. Н. Побединский и Н. М. Коль-чицкий, несколько работ которого мы здесь воспроизводим. Бывший член редколлегии нашего журнала Николай Михайлович Кольчицкий, скончавшийся в прошлом году, проиллюстрировал в 60-х годах около десятка научно-популярных и научно-фантастических книг об освоении космоса. Среди них произведения К. Гиль-зина, Г. Гуревича, Б. Ляпунова, А. Штернфельда... Неоднократно его работы публиковались и на страницах «Техники — молодежи». Например, «Орбитальная станция» (слева) украшала обложку «ТМ» № 4 за 1950 год. Заатмосферные базы, лунные корабли, фотонные звездолеты... Они приходили на картины художника из специальных научных работ, посвященных будущей космонавтике, а затем перебирались и в тексты фантастических произведений. Такие деятели искусства, как Кольчицкий, всегда следили за последними научными достижениями. Техническое образование и многолетняя инженерная практика помогали художнику по-своему интерпретировать самые сложные проекты, в том числе и те, что казались многим абсолютно нереальными. Его фантастика зрима, конкретна и убедительна. Неспроста, вероятно, орбитальные станции в виде «бублика» — по Кольчицкому — впоследствии так прочно обосновались на страницах фантастических романов и повестей... И сегодня, сравнивая картины художника с той удивительной реальностью, к которой мы успели привыкнуть, невольно задаешься вопросом: неужели так уж необратимо разошлись пути разведчиков будущего? Хочется верить, что это не так. Буквально каждый день приносит нам новые открытия, неожиданные изобретения, смелые проекты. Все они ждут своего воплощения в зримых, понятных каждому образах. А разве совре- 2 «Техника — молодежи» № 10 менная научная фантастика не может подсказать художнику новых, весьма любопытных тем? Например, пресловутый гиперперенос — мгновенное перемещение материальных тел на колоссальные расстояния. Пробовал ли кто-нибудь из нынешних живописцев изобразить это? Едва ли. А биоэнергетика? А телекинез? А хроновизоры, позволяющие заглядывать в иные эпохи?.. Да, очень хочется верить, что дороги разведчиков будущего опять сблизятся, разумеется, на качественно новом уровне. Хочется верить, что не за горами появление мастеров, которые сумеют стать таким же полноценным связующим звеном между современной наукой и современной фантастикой, каким были в свое время Николай Михайлович Кольчицкий и его соратники. МИХАИЛ РОМАНЕНКО
|