Техника - молодёжи 1980-10, страница 18

Техника - молодёжи 1980-10, страница 18

ш ^ О

ТРИ ПУТИ Б ЗАВТРА

Памяти художника Николая КОЛЬЧИЦКОГО

На могучем древе человеческой культуры отчетливо выделяются три ветви, непосредственно устремленные в будущее.

Это, во-первых, прогностика — наука о завтрашнем дне. Затем научно-фантастическая литература. И, наконец, фантастическая живопись, дающая нам зримые образы грядущих тысячелетий.

Читатели «ТМ», успевшие почти до конца ознакомиться с новым романом Артура Кларка «Фонтаны рая», наверняка обратили внимание на один примечательный эпизод из «биографии» этого произведения. Писатель построил здание романа не на пустом месте, а на базе вполне серьезного прогностического проекта советского инженера Юрия Арцутанова, причем узнал об идее ленинградца из картины «Космический лифт», написанной Алексеем Леоновым и Андреем Соколовым. Таким образом, к созданию романа оказались причастны все три упомянутые ветви.

В наше время такое происходит нечасто, хотя, казалось бы, на всех трех направлениях, ведущих в грядущее, достигнут значительный прогресс. Если прогностика, скажем, всего несколько десятилетий назад числилась исключительно по ведомству популяризаторов, то ныне большие коллективы ученых без конца гоняют по своим математическим полигонам всевозможные модели развития человечества, пытаясь предугадать финал самых радужных и самых мрачных «сценариев», закладываемых в компьютеры. Но литература, со своей стороны, давно уже сбросила тягостное бремя популяризаторства и «в погоне за светом и пространством» вырвалась на безграничные галактические просторы. Тем временем художники-фантасты, уйдя от чистого иллюстрирования, пытаются в своих произведениях по-новому осмыслить место человека во вселенной, чувством постигнуть единство всех сущих вещей, отыскать неявные параллели в очертаниях микро- и мегамиров...

Иными словами, прогностика и обе фантастики — литературная и изобразительная — шагнули весьма далеко. Но шагнули, если можно так выразиться, в разные стороны. Пути разведчиков будущего разошлись, и весьма основательно.

Такова одна из общих особенностей стремительного развития современной культуры. Во всех областях творческой деятельности мы сталкиваемся со все большей специализацией, и даже внутри той же самой литературы на наших глазах возникают новые самостоя