Техника - молодёжи 1980-10, страница 16Иллюстрации из медицинских трудов Ибн Сины. Эмир Ала уд-Даула, находясь в очередном походе, вызвал к себе Ибн Сину. Ученый догнал эмира по дороге в Хамадан. В пути он почувствовал себя плохо — мучили колики в желудке. Назначенное им самим лечение облегчило его страдания, но лекарь, готовивший лекарство, перепутал состав смеси, наступило ухудшение, и Ибн Сина вынес себе приговор: «Управитель, управляющий мною, бессилен управлять, и ныне бесполезно лечение». Врач приготовился к смерти: перестал принимать лекарства, велел раздать все свое имущество бедным, слуг отпустил на волю. Из глубины тысячелетий дошли до нас его слова, сказанные перед смертью: От праха черного и до небесных тел Я тайны разглядел мудрейших слов и дел. Коварства я избег, распутал все узлы, Лишь узел смерти я распутать не сумел. Ибн Сина умер в 1037 году в Ха-мадане. СВЕТИЛО МЕДИЦИНЫ Мировую славу Ибн Сине создало искусство врача и в особенности его медицинские сочинения, основным из которых был «Канон врачебной науки». Этот труд — результат многолетних исканий ученого, в нем обобщен богатый опыт фармакогнозии и фармакотерапии Древнего Рима, Греции, Ирана, Индии, Средней Азии, Китая, побережья Средиземного моря. На протяжении нескольких веков эта фундаментальная энциклопедия медицинских знаний была руководством (наряду с работами К. Галена) для врачей на Западе и в странах Востока. Уже в XII веке этот труд был переведен на латинский язык и разошелся во множестве рукописей, а первое печатное издание 5ыло опубликовано в Милане в 1473 году. В 1520—1522 годах в Милане печатается полное издание «Канона» с приложением второго по значению медицинского сочинения Ибн Сины «Поэмы о медицине» и «Трактата о сердечных средствах». «Канон» состоит из пяти книг: в книге I излагаются теоретические и практические вопросы медицины, в книге II — рассматриваются «простые» лекарственные средства, в книге III — болезни, поражающие человека «от темени до стопы», книга IV посвящена отдельным заболеваниям, поражающим несколько органов тела, в книге V рассмотрены «сложные» лекарства (фармокопея). В этом произведении Ибн Сина дает вполне современное определение медицины как науки, «познающей состояние тела человека, поскольку оно здорово или. утратит здоровье...», и подразделяет медицину на теоретическую, «которая учит только основным правилам и не входит в изложение сущности какой-либо процедуры», и практическую, которая учит, «как ею (медициной) заниматься». Ученый считал, что практическая медицина не может развиваться без соответствующей теоретической основы. Врачам он рекомендовал полагаться в своей деятельности на информацию, получаемую с помощью органов чувств, и на логическое мышление, а к каждому больному подходить индивидуально. Еще Ибн Сина связывал темперамент с климатом, считая необходимым учитывать важность климатического воздействия на конституцию человека. Он считал, что климат не просто влияет на конституцию человека, но и способствует развитию определенных заболеваний: «Бывают болезни, свойственные только определенным племенам или обитателям данной области и часто встречающиеся у них». На эти указания Ибн Сины ученые серьезно обратили внимание с возникновением в XX веке медицинской, географии. Многие догадки Ибн Сины получили подтверждение лишь в наше время с изобретением микроскопа и сложнейших анализов. Так, например, было подтверждено мнение Ибн Сины о роли, которую для зрения играет сетчатка глаза. А ведь даже через сто с лишним лет после смерти Ибн Сины ученые считали, что «зрительная способность сосредоточена в хрусталике». Конечно, в наше время многие положения, высказанные ученым в «Каноне», могут показаться наивными, представляющими сугубо исторический интерес, но многие гипотезы и выводы Ибн Сины были подтверждены практическими опытами и исследованиями только много веков спустя, например, мысли о взаимодействии среды и человека, об участии слюны в пищеварении, всасывании пищи стенками желудка и кишечника. И должно было пройти более 800 лет, прежде чем Пастер подтвердил опытным путем гипотезу Ибн Сины о невидимых возбудителях болезни. Причины заболеваний он искал в самом организме или в воздействии на него внешних факторов. Ученый последовательно проводил мысль о предохранении от заболеваний, придавая большое значение роли физических упражнений, которые считал «самым главным условием» сохранения здоровья. Он указывал, что, «если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды в у по -1% т*\
|