Техника - молодёжи 1981-02, страница 32

Техника - молодёжи 1981-02, страница 32

«УСИЛИТЬ ОХРАНУ водных ИСТОЧНИКОВ ОТ ИСТОЩЕНИЯ. ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ ПО ОХРАНЕ И РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УНИКАЛЬНЫХ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ».

Из проекта ЦК КПСС XXVI съезду партии «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года»

ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВАНА

АЛЕКСАНДР ПЕРЕВОЗЧИКОВ, наш спец. корр.

Без малого полвека нас волнует судьба уникального горного озера. В трудные для хозяйства Армении годы севанская вода крутила турбины ГЭС и орошала сады, даруя людям свет и тепло, хлеб и виноград. Но уровень озера понизился на 18 м. Исчезли богатейшие подводные луга, служившие пастбищами рыбе, и в первую очередь знаменитой севанской форели, ишхану, эндемичному виду, находящемуся на грани уничтожения...

Но пришло время — и люди решили помочь Севану, перебросив в него часть стока рек из смежных с озером бассейнов. Для этого сквозь толщу Варденисского хребта был пробит самый длинный в мире гидротехнический тоннель (см. «ТМ» № 8 за 1976 г.). Репортаж с трассы тоннеля о завершении этого уникального строительства мы предлагаем вниманию читателей.

НА ПЛОТИНЕ. Первый колышек, с которого начинался тоннель, начальник управления строительством Арпасеванстрой Абрам Саркисян забил весной 1963 года. И вот 17 лет спустя он, стоя на 214-метровой дуге плотины, перегородившей Вайодзорское ущелье, отдал и последнюю команду:

— Очистить тоннель! Поднять затворы!

Тысячи глаз впиваются в головной портал тоннеля. Дрогнули и поползли вверх 5-тонные щиты, приоткрывающие дорогу голубым водам Арпы. Холодные и чистые ее струи, собранные с окрестных гор, исчезают в недрах гор.

Лишь на мгновение, «перебегая» Элегисское ущелье, могучий поток вынырнет на поверхность, чтобы,

пополнившись по дороге запасами Элегисского водохранилища, вновь скрыться в подземелье. Свыше 250 млн. куб. м воды ежегодно будет получать Севан. На первых порах гигантский водопровод будет «работать» лишь в 2/з своего сечения — до того времени, когда с помощью еще одного проложенного под Зангезурским хребтом 20-километрового тоннеля в Кечутское водохранилище (а из него в Севан) не будет переброшена часть стока соседней реки — Воротана. И тогда суммарный поток достигнет 420 млн. куб. м воды в год.

Таков будет главный, хотя и далеко не единственный, вклад в баланс севанских вод. Позже я увижу, как новые водохранилища и насосные станции «перекладывают» на стальные плечи своих водоводов часть работы озера по орошению Араратской долины.

«ЧТОБЫ ОБЛЕГЧИЛОСЬ БРЕМЯ СЕВАНА» — этя надпись врезалась в мою память! Впервые я увидел ее на арочном водопроводе, переброшенном через автомагистраль по дороге из Еревана в Арташат. Было в ней глубокое сострадание к погибающему по вине людей озеру. Но была заключена в ней и твердая решимость: во что бы то ни стало вернуть былую силу и славу Севану, самому красивому из всех высокогорных озер, самому высокогорному из всех красивых...

В одной старой армянской книге говорится, что клочок орошаемой земли, которую занимает лежащий бык, стоит столько же, сколько сам бык. Лишь девять дней проживет

эта земля без полива, на десятый солнце сделает ее безжизненной. Чтобы добыть воду, древние предки армян, как, впрочем, и их потомки, не жалели ни сип, ни времени.

В урартской крепости Эребуни я созерцаю массивные каменные цилиндры, просверленные насквозь. Метровые глыбы, похожие на мельничные жернова, плотно соединялись друг с другом замком.

— Этому водопроводу, — говорит мне известный армянский археолог Степан Есаян, — четыре тысячи лет. Посмотрите на эти муфты. Ни одна капелька не могла бы просочиться через их тщательно отшлифованные поверхности.

Я прикидываю, хватит ли человеческой жизни, чтобы примитивными орудиями сработать из циклопических блоков водопровод длиною, скажем, в тысячу шагов.

Получается, что хватит. Только ни на что другое времени, пожалуй, не останется.

Что же тогда значило для людей это голубое озеро в поднебесье, на 2-километровой высоте, его родниковой чистоты и свежести вода, которой ни больше ни меньше 58 куб. км?

У ОЗЕРА. В горах Севан ласково называли Гокча, что значит «Лазурное озеро». Но чаще уважительно величали Гегамским морем.

И в самом деле, он один из самых больших в мире источников пресной воды, лежащий на широте зоны пустынь. К тому же идеально спроектированный природой.

Это естественное водохранилище, «выстроенное» по всем правилам инженерного искусства, таило в

30