Техника - молодёжи 1981-02, страница 37

Техника - молодёжи 1981-02, страница 37

В мировой практике бывали прецеденты, когда путь проходчиков преграждали такие сдвиги пород. В подобной ситуации либо били штольню в обход, либо отказывались от проходки вообще. Но здесь случай особый — тоннель-то гидротехнический. Ни в обход, ни назад пути не было. Только вперед.

И строители сделали невозможное. Мастера высочайшей квалификации, они рассуждали так. Кольцо сопротивляется давлению лучше, чем овал. Недаром же подводной лодке придается форма цилиндра, который работает только на сжатие. Но ведь именно этой нагрузке и противостоит лучше всего железобетон!

За дело взялись «прочнисты». Ориентируясь на горное давление в 400 т, они создали кольцо из сверхпрочных железобетонных блоков, использовав цемент марки «600». Первые блоки изготовили ленинградские специалисты. После всесторонних испытаний, спустя некоторое время, их выпуск наладили и в Армении.

Непростой вопрос: как монтировать такие блоки в тесном забое, если вес каждого 800 кг? — могли решить московские инженеры. По заказу армянских гидростроителей на экспериментальном производстве изготовили «механическую руку» — эректор. Робот поддевал блок и легко и быстро устанавливал его на место. Чтобы кольцо, составленное из 13 таких блоков, воспринимало нагрузку равномерно, их переслаивали пластмассовыми прокладками. Для большей прочности между бетонной обшивкой и стенкой тоннеля нагнетали под давлением цементный раствор. Со временем молодые рационализаторы усовершенствовали эректор, усилили его наиболее ответственные узлы, и он стал шутя «выжимать» блоки весом 1200 кг. Скорость проходки возросла в 1,5 раза.

Так учились строители укрощать плывуны и подземные водопады, термальные воды и грозные газовые выбросы. По их настояниям Госстроем СССР дважды пересматривались строительные нормы и правила проходки. У них были десятки случаев, вообще никакими правилами не предусмотренных. Ницце в мире не были зарегистрированы газовые выбросы в изверженных породах... Понадобились незаурядное мужество и точный инженерный расчет, чтобы вновь и вновь спускаться в изувеченные взрывом забои и, принимая меры предосторожности, в десятки-сотни раз снижающие им скорость проходки, идти настойчиво, не сворачивая, вперед, к своей последней сбойке.

Имена победителей, усилиями ко

торых была решена судьба этой беспримерной стройки, знает сегодня вся Армения. Григорий Мир-зоян и Альберт Клапышев, Виктор Стороженко и Валерий Свистун, Сергей Егиян и Роберт Аристаке-сян... И десятки, сотни других, в судьбу которых навсегда вписана эта трасса Арпа-Севанского тоннеля. Трасса мужества.

Специалисты из многих стран мира знакомились с уникальным опытом армянских гидротехников. Недавно тоннельщики Армгидропро-екта консультировали коллег из Перу по знаменитому ирригацион-но-энергетическому проекту «Оль-мос». И вот результат — в 20-километровом гидротехническом тоннеле, который пройдет под Андами, намечено использовать решения советских инженеров.

— Повышенный интерес к севанской проблеме понятен, — говорит Григорий Баграмян, председатель научного совета по проблемам биосферы АН Армянской ССР. — По мере того как ценность чистой воды все больше растет, реставрация озер становится важной отраслью природоохранной науки. Во всем мире ученые вплотную занимаются проблемой использования запасов пресной воды в озерах. Для питья. Для орошения. Для промышленных нужд.

Такова историческая неизбежность: сохранить в неприкосновенности природу не удается. Как это ни горько. Вопрос в том, чтобы как можно бережнее, с наименьшими потерями распорядиться данным нам от века богатством.

Примеров насчитывается много уже сейчас. Возьмем хотя бы Иссык-Куль, уровень которого продолжает понижаться. Уже решено спасать его по проверенной схеме — методом переброски рек по гидротехническому тоннелю. Естественно, при этом ученые и инженеры будут

опираться на знания и опыт, приобретенные в процессе решения севанской проблемы. А эти знания и опыт огромны! На протяжении нескольких десятилетий гидробиологи, ихтиологи, метеорологи, а с ними ученые десятка других лимнологических специальностей ловили каждый «шаг» и «вздох» Севана. Собран богатейший материал, описывающий поведение водоема в экстремальных условиях. Наконец, есть чисто утилитарная польза: в недрах Варденисских гор пройдена сверхдлинная горизонтальная скважина. Значит, специалисты попутно провели уникальную разведку одного из самых интересных в геологическом отношении хребтов Армянского нагорья, а в недалеком будущем они «подберут ключи» к подземным «ладовым Малого Кавказа.

28 И ОДНА. 28 рек питали водой Севан. Теперь их 29. Грубым бетонным порталом, еще хранящим шершавые следы опалубки, отмечен выход к озеру этой необыкновенной реки. В таком виде портал простоит недолго. Скоро в честь создателей Арпа-Севанского тоннеля будет воздвигнут монумент, на лучший проект которого был объявлен конкурс в прошедшем, юбилейном для республики, году.

...Я стою на деревянном мостике, перекинутом через рукотворное русло. Смотрю на чистое, не затянутое илом каменное дно, на скромный бетонный монумент. Но что это?..

Точно магниевая вспышка освещает ручей. Это ударила форель. И затихла на месте...

Я наклоняюсь над водой, чтобы получше рассмотреть «князь-рыбу», пришедшую из Севана. В тот же миг она бесстрашно выстреливает вперед! И замирает перед порталом.

С новосельем тебя, ишхан!

^ Среди электростанций, по-■ строенных в годы первых пятилеток, была и Ереванская ГЭС. Это ее скромное здание вы видите на фотографии. А ныне нашей стране по плечу не только обширны работы по сохранению жемчужичы Армении — озера Севан, но и грандиозная программа строительства всех видов электростанций, в том числе и атомных. Надежно работает советское оборудование и на первой в ЧССР атомной электростанции.

1 Ч. -