Техника - молодёжи 1981-05, страница 53ной работы исследователям удалось проникнуть к его центру, а пять разведочных шурфов были доведены до глубины 15 м от вершины кургана. Однако археологи не нашли никаких следов древних построек. Наступали последние дни сезона, и они, казалось, не оставляли уже никаких надежд на открытие. Уже заканчивая раскопки в Трое, нашел Г. Щлиман знаменитый «клад Приама», а Г. Картер в Египте — гробницу Тутанхамона. Повезло и М. Андроникосу. К Большому кургану примыкает меньший, но более древний холм. Археолог решил копнуть и здесь. И тут же начались находки. Кусок стены, покрытый с одной стороны известковым слоем. Через несколько дней интенсивной работы из земли показался другой кусок каменной кладки, а рядом с ним — массивная, хорошо построенная стена. Между этими стенками обнажилась кровля прямоугольной маленькой гробницы... К великому огорчению археологов, она была вскрыта еще в древности и полностью разграблена. Оставалось только гадать: какие же сокровища достались грабителям? Несмотря на маленькие «габариты», гробница явно принадлежала знатному лицу, ее стены были украшены прекрасными росписями. На длинной северной стене перед восхищенными археологами предстала уникальная композиция «Похищение Персефоны Плутоном» — первая фреска IV века до н. э., найденная в Греции. Еще более грандиозная роспись обнаружилась на соседней стене. Осторожно ее расчистив, пораженные археологи увидели стройную фигуру стоящего юноши с копьем в руках, поднявшуюся на задние ноги косулю, кабанов, всадников — захватывающую сцену охоты. Перед исследователями раскрылась новая, доселе не известная страница истории искусства Древней Греции. Ведь греческая живопись не сохранилась до наших дней, а о ее красоте мы можем судить только по прекрасным расписным вазам, а также копиям и подражаниям римского периода. Найденные фрески позволили впервые оценить достижения греческой живописи в один из высочайших ее периодов... По мере расчистки «большого» фасада исследователи все более убеждались, что обнаружена новая гробница. Полагая, что и над ней «поработали» древние грабители, начали поиски взломанной двери: через нее археологи надеялись проникнуть в погребальную камеру. Вскоре дверь была обнаружена совершенно... нетронутой! Можно понять огромной волнение участников экспедиции: впервые посчастливилось найти большую неразграбленную македонскую гробницу, да еще с уникальной живописью. Правда, радость исследователей омрачалась тревожным предположением: «Не взломана ли крыша гробницы?» Ведь зачастую именно через кровлю проникали грабители в погребальные камеры. Дверь чрезвычайно прочна, открывается только изнутри. Было решено идти в погребальную камеру по методу грабителей — через сводчатый потолок. Когда свод был расчищен, стало окончательно ясно, что сделано крупное открытие — гробница не разграблена! На кладке свода нашли два железных меча, наконечник сариссы — необычайно длинного, до 5 м, копья, употреблявшихся македонскими воинами, и массу фрагментов железной упряжи. Все находки имели следы пребывания в огне, вероятно, в погребальном костре, а затем положены на крышу гробницы. Не перекликается ли это с гомеровской сценой похорон Пат- Варненсний некрополь в Болгарии — археологический памятник IV тысячелетия до н. э. На площади в 3000 м2 обнаружены 81 могила и отдельные находки, относящиеся к концу «медной эпохи». Кому они принадлежали? Ученым еще предстоит ответить на этот вопрос. Золотые коровы, найденные в «символических» — пустых могилах, отражают, по-видимому, анималистичесние верования древних скотоводов (Вар-ненский некрополь). рокла, где Ахилл сжигает четырех лошадей в память о своем умершем друге?.. Восьмого ноября наступил кульминационный момент. Удалось проделать отверстие в своде, и Андроникос, затаив дыхание, засветив карманный фонарь, заглянул в камеру : квадратное помещение, как показали позднейшие измерения, размером 4,46 X 4,46 м, мраморная дверь отделяет его от второй, меньшей, комнаты. Стены без росписи. В неярком свете фонаря тускло блеснули бронзовые сосуды и оружие, сваленное в одном из углов, серебро с ярко блестевшими полосками золота. А прямо под отверстием в крыше — прямоугольная мраморная плита саркофага... Зачарованный ученый не мог отвести взгляда от захватывающей картины древнего погребения. Когда улеглось волнение, можно было неспешно рассмотреть изумительные серебряные сосуды, ручки которых оканчивались небольшими рельефными головками Геракла, Силена и Пана — подлинными шедеврами древнегреческой торевтики. Под грудой бронзы — большой круглый предмет, похожий на щит, прикрывавший груду золотых и серебряных обручей, дисков из слоновой кости, и обломки золотых и костяных статуэток, изображавших, вероятно, богиню победы Нику. Тщательное 2* 51
|