Техника - молодёжи 1982-08, страница 39

Техника - молодёжи 1982-08, страница 39

ВЗЛЕТ

ЕФИМ ТУМАНОВ

Выступая на XIX съезде ВЛКСМ, Генеральный секретарь ЦК КПССГ Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Л. И. БРЕЖНЕВ, обращаясь к молодежи, напомнил о славных делах и людях комсомола: «Это они, ваши предшественники, легендарные бойцы гражданской войны н ударники первых пятилеток, герои Великой Отечественной и послевоенного возрождения, участники гигантских строек последних десятилетий, со-

В этот день мы собрались за большим овальным столом в квартире Архипа Михайловича Люльки. Разговор о деле, которому он посвятил жизнь, идет неспешно. Сквозь открытое окно долетел негромкий затухающий гул: где-то высоко в небе летит самолет. Ревут, разрывая воздух, двигатели, его двигатели. Мы молчим: академик Люлька прислушивается к голосу своего детища...

— Первый самолет я увидел тринадцати лет от роду, — произносит Архип Михайлович. — Это было в самый разгар гражданской войны. Однажды возле нашего села Саварки, что на Киевщине, прямо на огороды приземлился подбитый аэроплан. Мы с пацанами помчались за околицу поглазеть на диковинку.

Мог ли думать деревенский мальчишка, что четверть века спустя под его руководством будет создан первый отечественный турбореактивный двигатель!

— Февраль 1947 года надолго запомнился мне, — продолжает Архип Михайлович. — 20 рабочих часов — в общей сложности пять суток! — длились стендовые испытания ТР-1. Все эти дни и ночи мы жили на заводе. Вздремнешь, бывало, но все равно прислушиваешься, гудит ли двигатель. И вот испытания закончены. Теперь надо посмотреть, в каком состоянии его узлы и детали. Если они не в порядке, значит, экзамен не сдан. Когда разбирали двигатель, то, как говорят украинцы, «мороз за шки-ру заходыл». К счастью, все оказалось в норме. Мы отрапортовали министру авиационной промышленности М. В. Хруничеву, главнокомандующему ВВС маршалу авиации К. А. Вершинину. Руководство страны поздравило нас с успешным окончанием государствен-

воспитанники комсомола

ных испытаний принципиально новой силовой авиационной установки.

За создание ТР-1 А. М. Люлька удостоен ордена Ленина, 142 работника конструкторского бюро, опытного и серийного заводов, ряд ведущих специалистов Минавиа-прома были награждены орденами и медалями.

А затем пришло время летных испытаний.

— В день первого вылета истребителя-бомбардировщика Су-11 с двумя ТР-1, — вспоминает заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Г. М. Ши-янов, — на летном поле появился известный конструктор самолетов П. О. Сухой и группа двигатели-стов вместе с молодым еще А. М. Люлькой. Я поднял машину. На четвертом развороте двигатель вдруг загрохотал, подскочила температура газа перед турбиной. Плавно уменьшаю подачу топлива, изменяю режим работы. ^Истребитель сделал еще несколяАсо кругов и приземлился. Что после этого было! К самолету бежали люди, все поздравляли друг друга. Но мысль о срыве работы двигателя на четвертом витке сверлила мозг. Когда я об этом доложил Люльке, он задумался, потом сказал: ♦Компрессор работал в неустойчивой зоне. Область пока что малоизученная. Будем исследовать...»

А вскоре заслуженный летчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза В. К. Коккинаки оторвал от взлетной полосы бомбардировщик Ил-22 с четырьмя ТР-1. Теперь решалась задача совместной работы нескольких реактивных двигателей, их питания, запуска, остановки.

В один из ясных августовских дней в подмосковное Тушино устремились переполненные автобусы,

здали все, что мы имеем сегодня».

К числу первых комсомольцев относится и создатель целого поколения замечательных авиационных двигателей, с которыми поднимались в небо машины Аэрофлота и боевые самолеты. Герой Социалистического Труда, Генеральный конструктор, академик Архип Михайлович ЛЮЛЬКА. Предлагаем вашему вниманию очерк о ветеране отечественного двигателестроения.

трамваи, поезда. Тысячи людей заняли трибуны Центрального аэроклуба имени В. П. Чкалова. Все ждали открытия праздника — Дня Воздушного Флота СССР. * Своего предела, — писала «Правда» 4 августа 1947 года, — восторг зрителей достиг тогда, когда над полем быстро промелькнули реактивные самолеты...»

Архип Михайлович стоял в толпе зрителей и напряженно смотрел, как проносились сильные стальные птицы. И вдруг вспомнился ему подраненный биплан, виденный в далеком детстве...

В семье он был шестым по счету. Мать умерла рано, и восьмерых дете"й кормил, обувал, воспитывал отец. Грамоты он не знал и, может быть, поэтому особенно стремился дать детям образование.

Закончив Саварскую земскую школу, Архип Люлька поступил в профтехшколу в небольшом украинском городке Белая Церковь, где получил специальность слесаря. А мечтал быть... поэтом. Его стихи охотно печатали в журнале «Червонный шлях». Но в то время все решали люди, овладевшие техникой. И комсомолец Люлька пошел учиться в Киевский политехнический.

Получив в 1931 году диплом, Архип Люлька стал инженером-исследователем на Харьковском турбинном заводе. Будущее представлялось ясным: строить паровые турбины для электростанций.

Страна в то время создавала большую промышленность. Лозунги «Даешь Днепрогэс!», «Есть советский трактор!», «План первой пятилетки — досрочно!» не сходили с газетных полос. Бурно развивалась и авиация. За какие-то 25— 30 лет со времени первого в мире полета на аэроплане скорость самолетов достигла 600 км/ч, а вы-