Техника - молодёжи 1982-09, страница 18На разведку в будущееИ 1-й «тр. обложим В мм — июле 1982 года в журнальном корпусе издательства ЦК ВЛКСМ «Молода i гвардия» проходила персональная выставка живописи и графики Анатолия Вес лова. На открытии выставки присутствовали руководитель творческой группы «Иктеркосмос» Ю. Похода-ев и другие художники, входящие а »ту группу, представители Союза советских обществ дружбы с зарубежными странами. Союза художников СССР и его Московской областной организации. На 1-й стр. обпожки воспроизведен цветной офорт А. Веселоаа «Испытания • космосе» из серии «Начало космической »ры». «Две стороны медали», — привычно говорим мы, когда хотим подчеркнуть неоднозначность, сложность того или иного явления. Но что для XX века какие-то две стороны? Многогранность кристалла, хромосомная спираль, процессы микромира — ложность стремительно нарастает. Рззумеется, мир, природа всегда были одинаково сложными. Усложняется наше видение, восприятие мира. Оно становится не просто объемным, а как бы многомерным. Эмоции остались прежними — все те же радость, страх, наслаждение, ио сколь усложнились и взаимопереплелись причины, их вызывающие! Стремление к познанию мира присуще любому живому существу. У человека это стремление, по-видимому, беспредельно. Однако недаром сказано: «Кто приумножает познание — приумножает скорбь». Стремление осознать свою роль, свое предназначение, свою ответственность тем острее, чем больше человечество знает о мире. Да, скорбь людей приумножилась — знание дало человечеству страшную возможность — уничтожить все живое на планете. Знание дало нам и другое — например, выход в космос. Сознаем мы или нет, ио отсвет этих, ни с чем прежде не сравнимых событий лежит на жизни и работе каждого из иас. Иногда это отблеск радостного салюта, иногда мрачное зарево заката, но все это стало неотъемлемой частью нашего мировосприятия. Космические масштабы пространства и времени усилили понимание хрупкости и уязвимости нашего корабля — Земли с его беспокойным четырехмиллиардным экипажем. Для человечества началась новая эра. Ведь если когда-нибудь по вине атомных маньяков разразится ядерная катастрофа, то человечества просто не будет. Но если у человечества достанет сил не допустить этого, то как же оно все-таки будет жить дальше? И вот в будущее, как космонавты в полет, направляются отважные исследователи, разведчики, фантасты — писатели и кинематографисты. Настало время и художникам идти в разведку — в будущее, смыкающееся с настоящим. Анатолий Веселов — один из них. Вглядимся в его офорты. Взрыв, переплетение стихий н страстей. Напряженность анатомически обнаженных мускулов, мощь машин, невесомость тел и тяжесть видений — все переплетается, перехлестывается и наслаивается одно на другое. Толчея мыслей, образов, не плавное течение, но резкий, аритмичный пульс, биение времени. Серия офортов «Пластика революции» похожа на стенограмму, как
|