Техника - молодёжи 1983-02, страница 22

Техника - молодёжи 1983-02, страница 22

При строительстве олимпийского спортивного комплекса использовались кремнийорганические клеи-гер-метики.

получения ценного полимера необходимо было исходное сырье — мономер триметилвинилсилан

(ТМВС). Существовавшую технологию получения ТМВС в две стадии, через промежуточное соединение — винилмагнийхлорид, нельзя было назвать совершенной. Реакция первой стадии шла плохо, сильно зависела от качества исходных реагентов, к тому же винилмагнийхлорид самовоспламенялся на воздухе, что часто приводило к пожарам и взрывам. Все это затрудняло синтез ТМВС. Сотрудники института НХС обратились в ГНИИХТЭОС с предложением разработать новую технологию получения ТМВС.

Начал эту работу молодой талантливый ученый Владимир Щербинин, в то время уже кандидат наук, автор многих серьезных исследований. К нему вскоре присоединился выпускник Московского химико-технологического института имени Д. И. Менделеева Владимир Жунь, а позднее — самый молодой участник работы Сергей Вла-сенко.

— Чтобы понять, что нам надо было сделать, — говорит Владимир Жунь, — совершим небольшой экскурс в историю. Основателем химии магнийорганических соединений (а именно через них до сих пор получали триметилвинилсилан) был французский химик Гриньяр. Он получил все магниевые соединения галогенопроизвод-ных предельных углеводородов. Синтезировать соединения магния с непредельными галогенсодержа-щими углеводородами позднее удалось его соотечественнику Норману. Почти одновременно с ним получил магнийорганические соединения хлорвинила, а на его основе — ТМВС американец Розенберг. До наших работ это был единственный метод получения ценного мономера.

Стены здания олимпийской деревни покрыты защитно-декоративными эмалями, разработанными ■ ГНИИХ-ТЭОСе.

тутах, для которых главное — разработать технологию, а внедрение, по их мнению, — дело завода. Действительно, путь от стеклянной колбы до стального реактора неблизок. В данном случае он увеличивался еще и потому, что для получения полимера нужного качества пригоден только исключительно чистый мономер, содержащий не более 0,02% посторонних примесей. Добиться этого, учитывая сложность и даже опасность проведения разработанной лауреатами реакции, невероятно трудно. Но со свойственной молодости смелостью и энтузиазмом они взялись за создание промышленного процесса. По этому поводу Сергей Викторович Голубков сказал:

— В их работе меня привлекла именно смелость. Ведь как поступают сейчас многие институты: получат грамм продукта, найдут завод и считают, что выпускать тонны — это уже его дело. Такие исследователи не думают о том, что их продукт нужен народному хозяйству, и как можно скорее. Ребята из ГНИИХТЭОСа не только разработали новую технологию, но и не побоялись взяться за реализацию сложного процесса в промышленности, став таким образом не только авторами идеи, но и ее исполнителями.

«МЫ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНЫ С ЗАВОДОМ»

Так сказал Сергей Власенко об отношениях института с редкин-ским предприятием. И это не только слова. Редкинский опытный завод — давнишний союзник и единомышленник ГНИИХТЭОСа, недаром половина его тематики — разработки института. Там и продолжилось создание процесса, в результате которого можно было бы полностью удовлетворить потребность производства мембран в исходном сырье — мономере.

— Большую помощь в решении как теоретических, так и практических проблем, — продолжает Владимир Щербинин, — нам оказали наши непосредственные руководители : директор института профессор Евгений Андреевич Чернышев, начальник отдела профессор Владимир Флорович Миронов, а также начальник лаборатории, доктор химических наук Виктор Дмитриевич Шелудяков. Они внимательно следили за тем, как шла разработка новой технологии, по которой ТМВС можно получить за одну стадию, путем взаимодействия магния со смесью триметилхлорсилана и хлорвинила:

Ma<CH3)3S«Mr 'WS-.cH-cH1+Mace2

ТМВС

Сколько было рассмотрено один за другим вариантов синтеза — сказать трудно. Новый метод не только намного безопаснее старого, но и имеет целый ряд других существенных преимуществ: время синтеза значительно снизилось, а выход продукта увеличился.

Работа молодых специалистов могла бы закончиться на этапе «колбы». Это часто происходит в научно-исследовательских инсти