Техника - молодёжи 1983-02, страница 59щиеся деяния увековечивались на скалах и памятниках. Геродот, например, сообщает, что на пирамиде Хуфу «египетскими письменами было обозначено, сколько редьки, лука, чеснока съели рабочие» (строители пирамиды). На пирамиде! На царской гробнице, равной которой не видел мир! В свете этого по меньшей мере странно, что ни один хозяйственный документ, касающийся строительства Сфинкса, сооружения, несомненно, незаурядного, до нас не дошел. 2. Египтяне, как правило, украшали стены заупокойных храмов надписями, повествующими о деяниях усопшего. Текст мог быть подробным, а мог — кратким. Таковой обнаружен в гробнице зодчего Инени, строителя усыпальницы Тутмоса I и карнакско-луксорского храмового комплекса: «Я один управлял всеми работами, когда в скале высекали гробницу для Его Величества, так что никто ничего не видел и никто ничего не слышал». Любопытно здесь следующее. Тут-мос I правил много веков спустя после Хафра, когда технические возможности строительства далеко опередили примитивные приемы создателей первых пирамид. Инени же, на счету которого было немало грандиозных сооружений, пишет о возведении гробницы как о чем-то сверхвыдающемся. Так вот, мог ли Хафра проигнорировать такое событие, как превращение скалы в уникальную скульптуру? Но ни на самом Сфинксе, ни в пирамиде Хафры о строительстве нет ни малейшего упоминания. 3. В Египте в разное время побывало немало греческих и римских историков и географов. Вот имена лишь некоторых из них. Гекатей Милетский (546—480 гг. до н. э.). В его «Землеописании», вторая часть которого посвящена Египту и Ливии, Сфинксу не уделено ни слова. Геродот, путешествующий по Египту примерно в 445 году до н. э. и скрупулезно записавший во второй книге своей «Истории» все, что он видел и слышал, даже не обмолвился о Сфинксе. Гекатей Абдерский, автор «Истории Египта», живший на рубеже IV и III веков до н. э., ничего не говорит q6 этой скульптуре. Географ Страбон также бывал в Гизе, но и он не «заметил» Сфинкса. Единственный раз упоминает о скульптуре Плиний Старший в своей «Естественной истории». Что за странный многовековой заговор молчания? Тот, кто читал сочинения упомянутых историков, знает, как подробны и обстоятельны их записи. Не заметить Сфинкса они как будто бы не могли. Сфинкса, которого даже местные жители, привыкшие к его виду, именовали Отцом Ужаса. Сфинкса, с именем которого связаны трагичнейшие страницы греческой мифологии и который уже в силу этого не мог не вызвать естественного любопытства греков. Вывод может быть только один: они его не видели. 4. В III веке до н. э., при жизни Гекатея Абдерского, греки составили список семи «чудес света». Он широко варьировался, но неизменно открывался хорошо известными пирамидами. В список включались иногда и другие египетские «чудеса»: водяные часы клепсидра, колоссы (в том числе широко известные Колоссы Мемкона), Меридово озеро, Лабиринт и другие. Сфинкс — никогда. Вывод тот же. 5. Известно, что со времени правления Хуфу и до смерти Хафра жрецам были запрещены богослужения. Роль верховных жрецов исполняли сами фараоны, и они предпочитали наполнять не храмовую казну, а собственный карман. Отправление культа восстановилось только при преемнике Хафры Менкауре (Микерине), имена же его безбожных предшественников были преданы проклятию. «Египтяне так ненавидят этих царей, что только с неохотой называют их имена. 'Даже и пирамиды эти называют пирамидами пастуха Филитиса, который в те времена пас свои стада в этих местах», — писал Геродот. Может быть, жрецы по этой причине скрывали Сфинкса от чужеземцев? Вряд ли. Служители культа и местные жители, с которыми Геродот беседовал, даже не сделали попытки что-либо от него скрыть, рассказали ему о весьма незначительных храмах, статуях и фараонах. Ему любезно показали чуть ли не все пирамиды, поведали историю их создания и историю царствования фараонов-еретиков. Объяснили методы строительства, назвали количество камней, даже количество съеденных рабами овощей. И ни слова об уникальном, единственном в мире сооружении? 6. Все эти «чудеса египетские» заставляют задуматься над главным. Почему, собственно, египтологи считают Сфинкса портретным изображением Хафра? И почему его строительство относят ко времени правления этого фараона, то есть к XXVIII веку до н. э.? Достаточных оснований для такой атрибуции нет. В свое время в Египте был найден обломок каменной стелы (ее называют стелой Сфинкса), воздвигнутой, как полагают, в XV веке до н. э., при правлении фараона XVIII династии Тутмоса IV. В сохранившейся части текста говорится о том, что молодой царевич Тутмос, охотясь в Гизе, сильно устал, уснул в тени, отбрасываемой Сфинксом, и получил во сне откровение, что станет фараоном только в том случае, если очистит чудище от песка. На стеле удалось разобрать имя Хафра, но контекст неясен. На этом основании Сфинкса и стали считать изображением этого фараона, тем более что расположен он в непосредственной близости от его гробницы. Сработала инерция мышления: пирамиды древние, это бесспорно; следовательно, все, что расположено рядом, относится к тому же времени. Отсюда и мнение о портретном сходстве Сфинкса с Хафрой. Сходство нетрудно отыскать там, где есть на то желание. В начале века, между прочим, Сфинкса считали портретным изображением Аменемхета III, твердо относили к XII династии и неплохо все это аргументировали. Таковы шесть вопросов, содержащихся в последней загадке, предложенной Сфинксом. Можно ли на них ответить? Думается, да. Фараон, как известно, считался живым богом. Поэтому после смерти его тело помещали в пирамиду — грандиозную усыпальницу, свидетельствующую о мощи и величии покойного. Пирамиды можно было видеть на много километров кругом. Их складывали из известняка, а позднее из кирпича. Однажды освоенная техника строительства совершенствовалась и оттачивалась веками, но в основе своей оставалась неизменной— такой, какой ее узаконили жрецы. Так продолжалось до XII династии, когда в Египте произошла какая-то крупная катастрофа. Вот как описал ее жрец Ипувер: «Вся страна бедствует... Все залито кровью... Почва вращается подобно гончарному кругу... Кажется, что Земля хочет окончить свое существование в буре и пламени, чтобы прекратилось это бедствие». Восстание стихий дополнилось восстанием людей. В Египте «свершилось невозможное» — народ сверг фараона. В обессиленную страну ворвались гиксосы. После их 200-летнего господства пирамиды строить перестали. Теперь фараоны высекали свои усыпальницы в скалах, облюбовав для этой цели местность на левом берегу Нила, названную позднее Долиной царей. Для таких работ была нужна уже иная техника строительства.
|