Техника - молодёжи 1983-02, страница 61При всем огромном и заслуженном авторитете, которым пользуется Г. Масперо, его парадоксальная датировка не встретила поддержки и упорно замалчивается египтологами. А. Снисаренко подошел к проблеме с совершенно новой стороны. Он перенес центр тяжести на исследование техники обработки камня в Древнем Египте и справедливо указал, что при Хефрене обработка скал еще была неизвестна. Своего расцвета она достигла во времена XVIII династии, когда прежние пирамиды сменились подземными гробницами, высеченными в скалах. Для создания их требовалось освоить новую технику обработки мощных каменных массивов, по сравнению с которой технические приемы строителей первых пирамид следует считать примитивными. Именно в этих условиях превращение громадной глыбы известняка в замечательную статую было вполне закономерным. Учитывая это обстоятельство, автор уверенно относит создание Большого Сфинкса ко времени XVIII династии. Какому именно фараону посвящен памятник — сказать трудно. Почти полное отсутствие письменных источников заставляет нас отложить на будущее решение загадки. Концепция, предлагаемая А. Снисаренко, устраняет целый ряд трудностей, вызываемых традиционной датировкой. Если такое своеобразное в художественном и техническом отношении произведение, как Большой Сфинкс, относить к XXVIII веку до н. э., то становится совершенно непонятным, почему не делалось в дальнейшем никаких попыток его повторить. Лишь семь веков спустя после предполагаемой даты начинается массовое производство статуй этого типа («сфинк-состроение», как называет его А. Снисаренко) и достигает своего апогея при XVIII и XIX династиях. Что касается технической проблемы, то также непонятно, почему, добившись неожиданного успеха в обработке скал, египетские мастера утратили этот секрет на долгие века. Далее, если относить создание Большого Сфинкса к XXVIII веку до н. э., остается неясным, почему только в Новом царстве, более чем 1000 лет спустя, скульпторы Древнего Египта начинают создавать статуи, равные или почти равные по величине Большому Сфинксу, например, Колоссы Мемнона (Аменхотепа III) или Рамсеса II. Для Древнего и даже Среднего царства такие размеры были недостижимы. Заслугой А. Снисаренко являет ся стремление четко соблюдать историческую перспективу, учитывая, в частности, уровень развития техники. Если относить Большого Сфинкса ко времени Раннего, Древнего и даже Среднего царства, то придется признать этот памятник уникальным и совершенно изолированным, не находящим себе долгое время аналогий. Напротив, принимая датировку А. Снисаренко, мы вдвигаем памятник в один ряд с другими колоссами, характерными для времени XVIII и XIX династий, когда стремление к созданию грандиозных творений, прославивших египетских каменотесов и художников, не ограничивается сферой архитектуры, но распространяется и на скульптуру. Усиление египетской рабовладельческой державы, ограбление завоеванных стран, укрепление власти фараонов создавало для этого экономические возможности, а усовершенствование орудий (бронзовых, затем железных) облегчало техническую задачу. С другой стороны, при отнесении Большого Сфинкса ко времени Нового царства, становится вполне понятным, почему до XV века до н. э. о нем нет никаких упоминаний. Прежние письменные источники не могли о нем говорить, ибо его не было. Остается еще выяснить вопрос о том, при каких обстоятельствах образ Сфинкса перешел к грекам и стал символом загадочного существа. А. Снисаренко лишь мимоходом упоминает, что «греческий Сфинкс изображался совершенно иначе». Поясним: греки добавили Сфинксу крылья и превратили его в женское существо, тогда как в Египте он считался божеством мужского пола. Вероятно, греки не сами замыслили подобную пертурбацию, а сделали это под влиянием хеттов, от которых до нас дошли скульптурные изображения сфинксов с женскими лицами и грудью. В отличие от египтян, которые всегда считали солнце мужским божеством, хетты почитали богиню солнца. В заключение хочется напомнить, что на берегу Невы хранятся два подлинных сфинкса, не уступающих колоссу из Гизе по художественным достоинствам. Высечены они из розового гранита, обработка которого требует особого совершенства приемов. Сфинксы надежно датированы благодаря сохранившимся на их постаментах иероглифическим надписям. Они были созданы по приказу фараона Аменхотепа II, правившего в 1408—1372 годах до н. э., а доставлены в «град Петра» в 1832 году. ХРОНИКА „ТМ" Ш Коллектив редакции журнала награжден Почетной грамотой Кировского РК КПСС, исполкома районного Совета и РК ВЛКСМ Моснвы за достижение высоких результатов в социалистическом соревновании в честь 60-летия образования СССР. • Редакцию посетила большая группа секретарей ЦК н обкомов комсомола союзных республик по работе среди учащейся молодежи. Состоялась беседа о проблемах развития НТТМ в нашей стране, о деятельности журнала в этом направлении. Ответственные комсомольские работники ознакомились с выставкой научно-фантастических картин «Время — Пространство — Человек», просмотрели научно-популярные фильмы «Приглашение н творчеству» («Киев-научфильм») и «Парад-пробег» (Свердловская киностудия), рассказывающие об организационно-массовой работе редакции. 0 Почетными дипломами «ТМ» награждены за активную работу по подготовке номеров и в связи с 60-летием образования СССР ряд сотрудников редакции, а также авторы журнала — Р. Ж. Авотин, 3. А. Бо-бырь, Г. В. Гордеева, А. Н. Калмыкова, Н. С. Перова, Г. В. Смирнов, Ю. А. Юша. О Редакцию посетил известный датский художник Херлуф Бидструп. Он ознакомился с выставкой научно-фантастических нартин «Время — Пространство — Человек». В книге отзывов почетный гость оставил такую запись: «Было очень интересно увидеть, как советские художники среди каждодневной суеты на нашем старом земном шаре представляют себе работу ученых и космонавтов будущего. Картины, посвященные теме фантастики, смогут, наверное, открыть глаза людям, не обладающим столь богатым воображением. Это картины о фантастическом мире, но они конкретны и часто правдоподобны». 0 За большую работу по коммунистическому воспитанию молодежи генерал-майор М. И. Иванов награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ и значком «За антивную работу в комсомоле». Редакция сердечно поздравила Михаила Ивановича, бессменного командора традиционных автопробегов любительских конструкций, с 70-ле-тйем и наградила его почетным дипломом журнала. в Редакция провела вечера, встречи, посвященные 60-летию образования СССР, в Доме культуры МАИ, клубе «Наука», Обнинском городском Доме ученых, Доме культуры завода «Красный пролетарий», Московском Доме ученых, во Дворце культуры и техники 1-го подшипникового завода. Перед школьниками, учащимися ПТУ, студентами, молодыми рабочими, специалистами, учеными выступили сотрудники редакции, а также авторы журнала: профессора В. Ф. Нозд-рев и И. В. Давиденко, кандидат педагогических наук А. С. Меликсетян, кандидат технических наук В. С. Беляев-Ижевский, инженеры Л. Н. Никишин, И. С. Туревснии и Л. М. Шу-гуров, астроном В И. Коваль, искусствовед В. В. Байдин, артист оригинального жанра В. В. Авдеев. Выступления сопровождались показом уни-кальных документальных фильмов и слайдов. 59
|