Техника - молодёжи 1983-02, страница 60одежды, атрибуты, раскраска — буквально все. Во времена же XVIII династии в египетском искусстве происходят коренные изменения. Именно в этот период в архитектуре начинаются поиски необычного, нового, получившего наивысшее воплощение в храмах Карнака и Луксора. Большой же Сфинкс уникален. Достоверно известно, что сфинксы изготовлялись при XII и XVIII династиях. Аллея сфинксов устанавливается у храма Хетшепсут. Аллея сфинксов с бараньими головами (символ бога -Амона) соединяет Карнакский храм с берегом Нила. И наконец, как объяснить гигантский разрыв во времени между постройкой Большого Сфинкса (2700-е годы до н. э.) и первыми сфинксами XII династии (конец 1900-х годов до н. э.) ? Именно с этого времени «сфинксостроение» становится вполне привычным явлением. Ответ может быть только одним: Большой Сфинкс был создан не в XXVII, а в XV веке до н. э. Однако остаются вопросы. Зачем был создан Сфинкс? Почему его не видели путешествующие историки? По поводу первого можно высказать следующие предположения. Сфинкс — своеобразная «проба пера» зодчих и скульпторов периода XVIII династии, поиск возможности обработки огромных скальных массивов, памятник их мастерству. Иными словами, он был сделан «между делом», и если это так, то становится понятным отсутствие хозяйственных документов — ведь фиксировалось только официальное строительство. Сфинкса же, видимо, отнесли в разряд обычной портретной скульптуры, учет которой не велся. Второй вопрос значительно проще. Обратимся вновь к надписи на стеле. Тутмос VI уснул в тени, отбрасываемой Сфинксом. Во сне ему было сказано, что он должен очистить Сфинкса от песка. Следовательно, «монумент» был полузанесен или почти занесен. Иначе с какой стати такое торжественное пророчество? Памятник заносило песком постоянно! Его раскапывали при Птолемеях, при римских императорах, расчищают и сейчас. Не потому ли его не заметил ни один путешественник вплоть до Плиния? В самом деле, зачем Геродоту или Страбону упоминать бесформенный песчаный холм? Их много в пустыне. Да и жрецы, множество поколений которых сменилось со времени сооружения Сфинкса, могли забыть о нем. Вполне вероятно, что изваяние обнаружили случайно, после прочтения какого-нибудь забытого папируса, который потом погиб при пожаре Александрийской или храмовой библиотеки? ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ ДМИТРИИ РЕДЕР, кандидат исторических наук В своей очень интересной статье А. Снисаренко делает попытку дать посильный ответ на наиболее трудные вопросы, связанные со Сфинксом. Прежде всего — время создания этой статуи. По приказу какого фараона ее изваяли? Автор решительно выступает против широко распространенного взгляда, согласно которому колосс был создан по велению фараона Древнего царства Хафры (Хефрена), правившего в XXVIII веке до н. э. Автору потребовалась большая смелость, чтобы аргументировать свое утверждение. Слишком много видных ученых связывают Большого Сфинкса с Хефреном. Можно назвать выдающегося немецкого египтолога А. Эрмана, французов Э. Дриотона и Ж. Вандье, а из советских египтологов—известную исследовательницу М. Матье, специально занимавшуюся проблемами египетского искусства, а также И. Петровского. Между тем, несмотря на то, что господствующая точка зрения принимается без всяких оговорок, как в общих трудах, так и в справочных пособиях никаких прямых аргументов в пользу общепринятой (за редкими исключениями) датировки не имеется. Корифей французской египтологии Г. Масперо, который провел много лет в Египте и изучал Большого Сфинкса «в подлиннике», не усмотрел никакого сходства с лицом Хефрена. Правда, он отрицает и датировку Большого Сфийкса более поздним временем и с возмущением говорит о тенденции «омолаживать» памятники, лишая их ореола глубокой древности. Французский египтолог впадает в другую крайность: он датирует памятник временем, предшествующим IV династии, а именно тинитским периодом, который советские египтологи (вслед за Ю. Я. Перепелки-ным) называют Ранним царством (XXX—XXVIII вв. до н. э.). В другой своей книге, «Древняя история народов Востока», появившейся в русском переводе в 1912 году, Г. Масперо идет еще дальше и заявляет: «На северном краю этого плоскогорья неизвестный царь, живший, пожалуй, еще до времени Мена, велел выбить в скале огромного Сфинкса, символ Гармахиса (восходящего солнца)». Итак, во времена III династии и позднее возводили пирамиды, с XVIII династии — скальные гробницы, требующие совершенно иной техники обработки материала. Но при чем здесь Сфинкс? А вот при чем. Во времена Хафры обработка скал была неизвестна: в ней не было необходимости. Редки даже скальные рельефы. Вряд ли египтяне могли осилить постройку гигантской скульптуры. В период же правления XVIII династии техника скального строительства становится обыденной. Далее, при IV династии невозможно было создать что-либо, противоречащее строго определенным правилам, увековеченным позднее в «Предписаниях для стенной живописи и канона пропорций». Регламентировались позы, пс х х 3 5. г, ■» ^ч те . т ц и 5 их „с в) О С m • Z т ге s|bs 5ifie§ X I->х Е о О в ге X о iLnUL х О о а) =Т u О 4 ? о ° С о 0 щ ? >х* О О 0) § з I- с т Р f I.0J X н 1 п.. ; s о CS . g о >. i те н o-e-s I U "If I * о £ 3. ° *ss 0 4 И x n 1 u 2 * 5 5* S rn a® £ о " £ г з £ X Ш I a a С те x i- ч n >> ш a* ' £ 1 -о 0 с 2 й Ф SSe s-i а, о ?=x Ul . x re x и о re n ««u с ; о x -a . о) ш о X h с О 0 - Й l- Л О ■X о с о о ч> С X? кок » 1 1 X НС ; о I о 3« аи а» п « о - н X о ц, а «и >,0 3 a fo о R о и о х о х а
|