Техника - молодёжи 1984-04, страница 52

Техника - молодёжи 1984-04, страница 52

КОММЕНТАРИИ УЧЕНЫХ

Что есть творчество

ЯКОВ ПОНОМАРЕВ, доктор психологических наук

Творчество настолько многообразно, что научное понятие о нем до сих пор неоднозначно. Одни исследователи представляют творчество как механизм любого развития, другие говорят о нем лишь применительно к деятельности человека. Но и в этих пределах понимание творчества опять-таки неоднородно: то его связывают с деятельностью, ведущей к новому, объективно значимому результату, то с процессом самовыражения, самореализации. Неопределенность свойственна и пониманию художественного (в частности, изобрази-j-ельного) творчества. Чаще всего говорят о новизне, присущей произведению. Однако при этом обнаруживается неясность критерия самой новизны, то есть сомнение в надежности положения, на основании которого тот или иной результат рассматривается как принципиально новый.

Перед современной наукой творчество во всех его формах выступает как комплексная проблема; исследование же его требует привлечения многих областей знания, каждая из которых изучает соответствующий аспект творчества. Так, например, психология не может претендовать на специфическую оценку результата деятельности художника. Вынесение такой оценки -— прерогатива искусствознания. Тем не менее психология

В. ЧЕРКАСОВА. Натюрморт.

по особенностям поведения художника может установить причастность или непричастность к творчеству самого процесса его деятельности без учета объективной значимости результата: на уровне психологического подхода эта значимость может быть и субъективной. Чем больше число наук вовлекается в анализ творчества, тем надежнее становится в итоге обобщенное, конкретное представление о нем.

Таким образом, вопрос отнесения тех или иных явлений к категории творчества не так прост. Однако несомненно, что определенное «количество» внушения заметно улучшает изобразительную деятельность высо-когипнабельного человека, достигнутое в самообучении умение проявляется затем во BHet ипнотнческом состоянии. Этот факт показывает, что решена очень важная для научного исследования практическая задача. А отсюда вытекает, в свою очередь, важный теоретический вопрос: по каким законам это улучшение происходит? Для его постановки и проработки кое-что уже проделано: в нашей психологической литературе имеется несколько весьма содержательных и интересных публикаций. Однако соответствующие этим публикациям исследования не получили еще систематического развития. Они оставили за собой вереницу гипотез, которые нужны прежде всего для постановки новых экспериментов, соответствующих сегодняшнему уровню развития науки, оснащенных достижениями современной техники. Пусть выставка В. Л. Райкова еще раз напомнит об этом. Гипноз необходимо эффективно использовать и как метод научного исследования. Такое использование возможно и необходимо в различных областях знания и в различных направлениях науки, в том числе (а может быть, в первую очередь) и в психологии творчества.

Гипноз перспективен

ВЛАДИМИР РОТЕНБЕРГ, доктор медицинских наук

На специалиста в области исследования мозга результаты В Л. Райкова и его учеников производят впечатление не только эстетическое. Перед нами весьма серьезные попытки проникновения в интимные механизмы психической жизни, связанные с процессами творчества. Есть достаточные основания предполагать, что на ключевых этапах этих процессов (зарождение нового образа, новой идеи) решающую роль играет «пра-вополушарный» тип мышления. Благодаря ему мир воспринимается во всем богатстве и многозначности связей между предметами и явлениями, что и позволяет обнаружить в, каза

В. Г. КАБАНОВА. Портрет.

лось бы, хорошо известном новые аспекты и ракурсы.

Однако конкретные механизмы этого мышления остаются пока загадкой для исследователей. Незнание их - - большая преграда на пути к раскрытию ресурсов мозга, созданию искусственного интеллекта. «Левопо-лушарное», логико-речевое мышление, напротив, способствует организации строго однозначного контекста, когда из всего обилия реально существующих связей между предметами и явлениями выбираются только немногие и на их основе устанавливаются определенные причинно-следственные отношения. Разумеется, логико-речевое мышление незаменимо для общения между людьми в процессе общественно полезной деятельности, для однозначного взаимопонимания и для закрепления знания в слове, но оно же неизбежно несколько обедняет реальность, подменяя живой и непрерывно меняющийся образ мира его ограниченной и условной, хотя и поддающейся анализу, моделью. Между тем вся современная система образования, сложившаяся в условиях нашей цивилизации и в которой главенствующая роль принадлежит Слову и Логике, ориентирована на развитие «левопо-лушарного» мышления и неуклонно оттесняет на второй план и даже подавляет мышление образное, «право-полушарное».

В этих условиях особое значение приобретают способы активации образного мышления. Гипноз относится, по-видимому, к числу наиболее эффективных. Более 10 лет назад мы совместно с В. Л. Райковым выдвинули гипотезу, что гипнотическое состояние, и особенно активный гипноз, независимо от конкретного содержания внушения адресуется к правому полушарию и увеличивает