Техника - молодёжи 1984-04, страница 50

Техника - молодёжи 1984-04, страница 50

выступления «месмеристов», отнесся к явлению весьма серьезно и обозначил его — впервые в истории — словом «гипноз» (по-гречески — «сон»). Как форму сна его понимали и советские ученые. Так, академик И. П. Павлов считал, что при гипнотических состояниях возникает частичное торможение коры головного мозга, частичный сон. И вот здесь есть один нюанс. Наши исследования показали, что гипноз вовсе не сон и даже не его «форма». Электроэнцефалограммы сна обычного и гипнотического в целом совершенно не совпадают. К тому же согласно современным научным представлениям само понятие «торможение» можно применить только к единичной клетке, но не к их ансамблю, а уж вся кора головного мозга не может быть «заторможена» — физиологически — ни частично, ни полностью.

Тем не менее многие ученые воспринимают трактовку И. П. Павлова как застывшую догму, механистический постулат. Выдвигается тезис, что неглубокий гипноз будто бы связан со сном, а глубокий — уже никакой не сон. При этом ссылаются опять-таки на электроэнцефалограммы — ранняя стадия гипноза и начальная фаза сна дают похожие картины. Однако вполне ясно, что любое начальное изменение, «затуманивание» сознания в любом случае одно и то же, поскольку связано с первичной задержкой активности созна-

— Владимир Леонидович, почему именно гипноз был выбран Вами для «стимуляции» творческой активности?

— Психические явления, называемые сегодня гипнозом, известны и описаны в той или иной форме с самых давних времен. Древние египтяне и индусы понимали его как форму наиболее утончен-

Недавно по инициативе нашей редакции в помещении издательства «Молодая гвардия» состоялась выставка картин врача-гипнолога Владимира Леонидовича Райкова и его учеников. Своеобразие этой экспозиции в том, что творчесние способности ее участников были пробуждены и усилены не вполне обычиым образом. Погружение а гипнотическое состояние, затем «вживание» п образ какого-нибудь известного художника, иные приемы — все это позволило им освоить сложные «азы» живописного искусства.

На открытии выставки выступили доктор психологических наук Я. А. ПОНОМАРЕВ, скульптор Н. К. ВЕЧКАНОВ, доктор медицинских наук В. С. РОТЕНБЕРГ, художник Р. Ж. АВОТИН, участники выставки В. Л. РАЙКОВ и его ученики: художник В. ЛЕЩЕНКО, доктор технических наук В. МАРОН, студентка И. БАРАНОВА.

Мы решили задать В. Л. Райкову несколько вопросов, чтобы поглубже понять суть его деятельности.

ТВОРЧЕСТВО ПОД ГИПНОЗОМ? Да!

ВЛАДИМИР РАЙКОВ, врач-гипнолог

ного священнодействия, самого изысканного религиозного культа и окружили сверхъестественным ореолом. Лет сто пятьдесят назад австриец Франц Антон Месмер объявил причиной гипнотических явлений некий «животный магнетизм», своеобразное истечение «флюида» от человека к человеку, после чего начал довольно успешно лечить с его помощью некоторые виды заболеваний. Однако Французская академия наук не поддержала «месмеризм» как форму терапевтического воздействия, после чего он выродился в сценическое представление, шоу, демонстрировавшееся для забавы зрителей. Тем не менее английский врач Джеймс Брэд, наблюдая эстрадные

Е. И. ГОЛУБЕВА. Портрет девушки.

ния. Это общее начало одинаково присуще обмороку, наркотическому опьянению, наркозу... Оно быстро проходит, а после него каждый «вариант» изменения сознания начинает свой собственный путь развития — обморок отличен от сна, сон обыкновенный отличен от сна наркотического. А расстройство сознания алкоголика никак нельзя