Техника - молодёжи 1984-05, страница 12

Техника - молодёжи 1984-05, страница 12

Самоделка на дорогах Крыма.

циальная спираль подогревает ручки управления.

Когда-то у начинающего изобретателя постоянно недоставало времени. Днем он работал, вечером учился в школе, ночью выдумывал свои машины. Пытаясь при столь плотном распорядке дня сэкономить часок-другой на приготовлении обедов, умелец построил электронно-механического повара, заложил в него 13 различных программ, чтоб готовил на все случаи жизни борщи, супы, каши, сырники, компоты. Не бог весть какие разносолы, но забот с едой он больше не знал. Нажмешь кнопку да заведешь часы — и больше ни о чем не беспокойся, к назначенному часу обед будет готов.

Случались и казусы. Забарахлит электроника — и вдруг посреди ночи автомат начинает греметь кастрюлями, лить в них воду, заваривать кашу и т. д. и т. п. Приходилось в таких случаях обесточивать разошедшегося полуночника.

Конструированию поваров-автоматов Богословский остался верен всю жизнь. Чему только не научил он своих механических помощников: выпекать чебуреки, жарить хрустики, готовить блинчики со всевозможной начинкой. Создал и другое оборудование для кухни: агрегат для вырезания картофельных глазков, стаканомоечную машину, электронный дозатор коктейлей. И за каждую из его машин — работники общепита голосовали обеими руками.

Ну а что касается знаменитых блинопеков Богословского, они никого не оставляли равнодушными.

...Поразительно, до чего просто, изящно и целесообразно сделана эта машина! От нее аппетитно пахнет чуть сладковатым запахом жарящихся блинов, ароматным подсолнечным маслом. Шипит выпускаемая из дозатора на сковородку очередная доза теста (не пресного — дрожжевого!), не быстро, но и не медленно двигаются по кругу на колесиках по двум кругам сковородки. Завершая внешний, примерно метрового диаметра, круг, блин успевает прожариться на сковородке, и лопатка, ловко его поддев, перекидывает необжаренной стороной на одну из сковородок внутреннего контура.

Ну а какова на вкус продукция блинопека — про то знают и помнят многие. Огромные толпы собирались вокруг Богословского, куда бы он ни выезжал со своим автоматом: на народные гуляния, ярмарки или на телевизионные съемки! Так и таяли стопки этих воздушных, с пылу с жару настоящих русских блинов! Разошедшийся блинопек с пунктуальной обязательностью выдавал каждые 5 с по блину!

— Вот это экспресс! — восхищенно заметил кто-то из журналистов, засекший время по секундомеру. — По 700 блинков в час выгоняет! На масленицу ему цены не будет, любую толпу прокормит. А до чего прост: жаровня на колесиках, мотор, да лопатка — вот и все механизмы!

Все познается в сравнении. В эффективной простоте ялтинского блинопека нам, журналистам, довелось убедиться на недавно проходившей в Сокольниках выставке «Агро-комплекс», где мы увидели довольно громоздкую американскую версию такого же агрегата, точнее — целой блинной...

Эта монументальная, обвешанная гидравликой и электроникой машина, вокруг которой хлопотали испачканные мукой и маслом механики, была облицована никелем и пластиком и весила в десятки раз тяжелее блинопека из Ялты.

Невероятно, но компактный, весящий всего 120 кг блинопек Богословского имел лучшие показатели по производительности и экономичности.

Вот уж воистину наглядный пример того, как и сверхсовременные материалы и технологии не могут скрыть несовершенства конструктивного решения! Может быть, потому, что талант выше технологии?..

Как известно, сегодня в мире существует немало машин, умеющих печь лепешки, оладьи, блинчики и т. п. Проблема заключается в том, что к дрожжевому тесту ключей пока подобрать не удалось ни одному профессионалу-конструкто-РУ-

Об изобретателе. На этом обрываю повествование о Богословском — создателе многих оригинальных машин, отмеченных талантом, мыслью, удачей, а главное — новизной!

Обрываю потому, что не могу далее тянуть с ответом на давно уже напрашивающийся вопрос: как обстоят дела с внедрением в практику этих замечательных машин, являющих собою итог его почти тридцатилетней изобретательской деятельности? (Деятельности, прямо скажем, неимоверно плодотворной: далеко не всякая лаборато-

Переносной блинопек.

ГГНМЧ*