Техника - молодёжи 1984-08, страница 62

Техника - молодёжи 1984-08, страница 62

которого можно было обнаруживать корабли на весьма далеком расстоянии.

Каков был научный багаж астрономов античности? Основные труды Птолемея — это знаменитый «Альмагест» и трактат «Оптика». И. А. Гейберг (Естествознание и математика в классической древности, 1936) сообщает, что в «Оптике» автор исследует перспективу, физические основы зрения и обусловленные ими оптические обманы. Эта работа охватывает также и катоптрику: рассматриваются разнообразные зеркала. По мнению А. Берри (1946), «Альмагест», несомненно, основан на трудах прежних астрономов, в особенности Гиппарха. Тот внес в астрономию поистине громадный вклад: изобрел (или значительно усовершенствовал) тригонометрию, произвел многие точные наблюдения, использовал старые (вавилонские) наблюдения для сравнения с позднейшими...

По утверждению Ф. Даннемана, Герону (100 г. до н. э.) принадлежит сочинение «О диоптре». Герон написал также «Катоптрику». Плиний в своей «Естественной истории» неоднократно ссылается на сочинение Цезаря под заглавием «О звездах». И. А. Гейберг сообщает, что работа Аполлония по катоптрике, в которой разбирается вопрос о зажигательных зеркалах, была предпринята под влиянием исследований Архимеда. Б. И. Спасский в «Истории физики» (ч. I, 1963) подчеркивает, что зеркала входили в жреческую аппаратуру древних, а в «Катоптрике» Архимеда объясняется, почему изображения предметов в вогнутых зеркалах представляются увеличенными.

Оптический трактат Евклида, по мнению С. И. Вавилова, основан на вполне сложившихся традициях и, кроме того, на практике и каждодневном опыте. Ф. Розенбергер считает, что Евклида можно считать основоположником оптики и катоптрики. Ф. Даннеман пишет, что работа Евклида по оптике является первой попыткой применить геометрию для объяснения видимой величины фигуры, для трактовки отражения света и других оптических явлений. (Евклид, в частности, был уже знаком с преломлением света.) Работы Евклида оставались основным пособием по оптике вплоть до времен Кеплера, значительно продвинувшего эту область науки.

М. Борн и Э. Вольф в «Основах оптики» (1973) отмечают, что первые систематические описания оптических явлений принадлежат греческим философам и математикам Эмпедоклу (490—430 гг. до н. э.) и Евклиду. С. Толанский (1971)

подчеркивает, что методика прослеживания луча для нахождения изображения, впервые серьезно изученная во времена Пифагора, широко используется и в наши дни.

По мнению Ф. Даннемана, двояковыпуклое стекло, найденное Лейардом в развалинах Ниневии (VII в. до н. э.), доказывает, что мастерство шлифовки достигло у древних высокого уровня. Толщина чечевицы составляла Ь мм, фокусное расстояние — 107 мм. Надо полагать, линза эта была изготовлена не в единственном экземпляре. В первую очередь, конечно, линзы применялись для добывания огня, но могли использоваться и в оптических инструментах. По словам Ф. Араго, Цицерон упоминал об экземпляре «Илиады», написанном на пергаменте, который заключался в ореховой скорлупе. Мирмекид из Милета сделал колесницу из слоновой кости, помещавшуюся... под крыльями мухи. Араго не без основания считает, что без помощи увеличительных стекол изготовить подобные вещи невозможно.

Древние китайские астрономы во время солнечных затмений наблюдали и описывали протуберанцы. Знали они и о пятнах на Солнце. Древнегреческий философ Теофраст из Афин также упоминал о наблюдении солнечных пятен. В «Метаморфозах » Овидия описываются солнечные пятна, которые были видны на диске Солнца в год смерти Юлия Цезаря.

А. Паннекук в «Истории астрономии» (1966) напоминает, что у Плутарха есть диалог «О лице, видимом на диске Луны», в котором Луна описывается подобной Земле — с горами, отбрасывающими глубокие тени. Дж. Хокинс и Дж. Уайт в книге «Разгадка Стоун-хенджа» (1976), ссылаясь на описание Диодором Сицилийским храма Аполлона в «земле гиперборейской», пишут: «С этого острова Луна видна так, будто бы она близка к Земле, и глаз различает на ней такие же возвышенности, как на Земле». Ссылаясь на Сенеку, И. Д. Рожанский в «Развитии естествознания в эпоху античности» (1979) отмечает, что Демокрит по примеру Анаксагора утверждал, что «Луна имеет горы, равнины и пропасти».

Поскольку Галилей смог увидеть пятна на Солнце и детально рассмотреть поверхность Луны лишь через трубу с 30-кратным увеличением, вряд ли могут быть сомнения в том, что древние ученые проводили астрономические наблюдения с помощью оптических ин струментов.

Согласно С. И. Вавилову, бесспорным достиженьем XIII века

явилось изобретение очков в Ита-лчу. Бэкон, Пекхем и Вителло, по его мнению, не знали о существовании очков. Однако С. Толанский, наоборот, утверждает, что Р. Бэкон в своих сочинениях впервые обратил внимание на действие вогнутой линзы, помогавшей лучше видеть дальнозорким. Исправление зрения столь простым способом было сочтено церковью «дьявольским наваждением »...

Любопытно и утверждение Плиния, что «Нерон смотрел бои гладиаторов через изумруды». Ф. Араго, а затем и С. Толанский считают, что то были своеобразные очки от близорукости. «Римские ювелиры того времени, — пишет С. Толанский, — часто придавали драгоценным камням как выпуклую, так и вогнутую форму». Так что отнюдь не беспочвенно предположение, что и очки были известны в древности.

Общепринято считать, что микроскоп появился лишь в начале XVII века. Однако А. Г. Титов в книге «Микроскопы, их принадлежности и применение» (1934) высказывает обоснованное предположение, что схема микроскопа была известна задолго до этого. В одном из трудов итальянского врача Фракасторо, появившемся в 1538 году, довольно определенно говорится о комбинации двух линз, позволяющей рассматривать различные мелкие предметы. А древние греки и римляне упоминают о невидимых «живых пылинках» как о первоисточнике некоторых болезней...

В данной статье приведен далеко не полный перечень косвенных доказательств того, что древние неплохо разбирались, в оптике, изготовляли оптические приборы и применяли их в повседневной практике. Почему же в распоряжении историков отсутствуют более прямые свидетельства? Почему знания древних об оптических инструментах были затем утеряны или хранились в глубокой тайне?

Впрочем, если вспомнить, каким образом церковь расправлялась с носителями «еретических», с ее точки зрения, взглядов (а усиление «данноЪо богом» зрения — это, несомненно, «происки дьявола»), то в этом, пожалуй, нет ничего удивительного...

Примечания

Диоптрика — учение о преломлении света при прохождении через отдельные преломляющие поверхности а их системы.

Катоптрика — раздел оптики, в котором изучается теория изображений, даваемых зеркально отражающими поверхностями.

60