Техника - молодёжи 1985-03, страница 46

Техника - молодёжи 1985-03, страница 46

одна за горло, другая за сердце. Так и вливаются. Дышать не могу, хочу крикнуть «помогите!», а не выходит. Наконец закричала. Проснулась. Страшно. Сердце болит, в горле спазм».

В этом рассказе нет ничего мистического, хотя и фигурирует в нем нечто странное. Психика трансформировала « тревожную », болевую информацию в понятный для нее зрительный образ, устоявшийся с детских лет, с бабушкиных сказок.

Другой человек увидел бы в этом случае что-то иное, однако обязательно во сне были бы «задействованы» сердце и горло.

Тысячи наблюдений позволили ученым найти типичные структуры преобразования информации о патологии внутренних органов в зрительные ряды. Индивидуальная «окраска» сна, связанная с эмоционально-интеллектуальным уровнем, воспитанием, образованием и вообще жизнью человека, меняет лишь детали в сюжете сновидения. Но структура остается структурой. Один пациент решил как-то рассказать врачу сон, которого не видел... «Сижу в гостях, много людей, говорили, ясно слышал голос моего соседа, много ел, пил пиво, вино, чувствовал, что наелся и утолил жажду». При пробуждении якобы ощущал, что голоден и хочет лить. Все это неправда. Не может человек — какой бы то ни было — при жажде и голоде ощущать в сновидении утоление этих желаний. Очень редко в снах появляются и слуховые ощущения. Когда

В. Н. Касаткин высказал этому больному сомнения в правдивости его рассказа, тот признался, что все выдумал...

Конечно, чтобы нащупать «логику сна», ученым пришлось тщательно продумать и саму методику проведения экспериментов, чтобы сделать ее максимально достоверной. Пользовались, если можно так выразиться, простыми раздражителями. Скажем, засыпает человек, дают ему слушать знакомую песню. Он просыпается и рисует на бумаге красками свой сон: поля, просторы, леса... Сменили раздражитель, дали понюхать во время сна вино или спирт, в сновидениях тут же возникает застолье или ресторан. Духи — представляется парфюмерная лавка, театральный антракт, дамы в вечерних туалетах. Выявляли конкретную ус-ловнорефлекторную связь между раздражителем и содержанием сновидения. Делали человеку укол — ему представлялась язва в том самом мизинце, куда его укололи во время сна.

Оказалось, что в сновидениях

многие ощущения и симптомы болезни зачастую проявляются совсем не так, как наяву. Например, у психически больных слуховые и обонятельные галлюцинации, часто сопровождающие их в бодрствующем состоянии, в снах практически отсутствуют. При полной потере зрения, связанной не с поражением мозга, а с заболеванием самих глаз или зрительных нервов, человек видит во сне те же зрительные образы, что и до слепоты. Люди, потерявшие способность двигаться вследствие органических заболеваний некоторых участков головного и спинного мозга, в сновидениях движутся и даже работают ампутированными конечностями. И только лишь при поражении зрительной, двигательной и речевой зон коры головного мозга сновидения будут отображать нарушения зрения, движений и речи.

О чем это говорит? Формирование сновидений связано главным образом с корой головного мозга. Такой вывод позволяет использовать «картины» снов при экспертной практике, а не только для диагностики, поскольку любая симуляция нарушений зрения, речи, движений (а также слуховые галлюцинации) в сновидения, естественно, не проникает.

Содержание сновидений, которое веками игнорировалось или отдавалось на откуп многочисленным гадательным книгам типа «Мартына Задеки», которую высмеивал еще А. С. Пушкин в «Евгении Онегине», представляет интерес для специалистов самых разных отраслей. Возникает вопрос: а можно ли с помощью «Альбома сновидений» самостоятельно ставить диагноз?

Конечно же, нет и еще раз — нет! Эта книга — пособие только для врачей и специалистов. Однако для себя следует помнить: приятные сны — признак хорошего здоровья. Повторяющиеся навязчивые неприятные сновидения свидетельствуют о каких-то нарушениях в состоянии организма, при их появлении следует обратиться к врачу. Правда, специалистов, которые могли бы сделать вывод о том или ином заболевании на основании сновидений больного, пока еще не так много. Однако врач, владеющий подобной методикой, мог бы раньше заметить начало болезни и отправить больного на клиническое обследование.

Итак, наши сновидения не просто бесцельная работа мозга. Это сложнейшая картина переработки громадного количества информации, приходящей извне и изнутри организма. Можно надеяться, что дальнейшие исследования откроют множество неизвестных дополнительных деталей в механизме этой переработки.

ЮРИИ СУХОДРОВСКИЙ, инженер пос. Белозерский Московской обл.

В наши дни акселерация коснулась не только молодежи, но и... промышленных сооружений и установок, административных зданий и жилых домов. Раньше при строительстве высотных объектов возводили громоздкие леса, а для ремонта на стены подвешивали люльки, передвигающиеся только вверх и вниз. Чтобы работать на поверхностях с малым радиусом кривизны, например в колодцах, они уже не годились. Нужно было устройство, перемещающее работника по вертикальной поверхности в любом направлении на произвольное расстояние без помощи рук. Естественно, такой механизм должен быть легким, портативным и простым, чтобы его можно было перенести в одиночку, собрать и выполнить необходимую работу.

Понятное дело, без тонкого и прочного троса не обойтись. Не менее важным качеством системы должна быть автономность — она не должна зависеть от каких либо источников энергии. Что же, могу предложить такой подъемник. Он называется КВ-С (канатоход-аер-холаз).

Его история началась с крохотной рычажной лебедки грузоподъемностью полторы тонны, сконструированной автором этих строк. Точнее, с быстродействующих сегментных захватов, получившихся весьма удачными.

Захваты надежно зажимали, не деформируя, мокрый, скользкий и даже обледенелый канат при любых, даже предельных статических и динамических нагрузках.

А что, если при помощи этих захватов подняться по стальному канату? Один захват держать в руках, а второй прикрепить к ногам. Нет, это уже было... Тогда почему бы не разместить захваты у ног, а для удержания тела параллельно канату расположить опорный шкив на грудном ремне, освободив руки.

В 1969 году первый «канатоход» заработал, но... опоры вихляли и выворачивались, в парах развивалось изрядное трение из-за перекосов механизма движения. Словом, каждый шаг, что в крутую гору. К тому же из-за отклонения удерживающего шкива быстро затекала шея. Пришлось срочно менять конструкцию механизма движения,

44