Техника - молодёжи 1985-07, страница 53

Техника - молодёжи 1985-07, страница 53

СЛЕДЫ ПЕПЕЛИЩ

Исторические и литературные памятники прошлого хранят упоминание о страшном оружии, обращавшем камни в пепел. В Индии это «Оружие Брахмы» или «Пламя Индры». Вот описание из древнеиндийского сочинения «Махабхара-та»: «Сверкающий снаряд, обладающий сиянием огня, был выпущен. Густой туман внезапно покрыл войско. Все стороны горизонта погрузились во мрак. Поднялись несущие зло вихри. Тучи с ревом устремились в высоту неба... Казалось, даже солнце закружилось. Мир, опаленный жаром этого оружия, казалось, был в' лихорадке». Внешне оружие походило «...на огромную железную стрелу, которая выглядела как гигантский посланец смерти».

Впечатляющее описание! И далеко не единственное.

Вспомним хотя бы Архимеда. В 215—212 годах до н. э. римский флот осаждает Сиракузы, его родной город. Для защиты города Архимед применил ранее неизвестное орудие, полностью уничтожившее римский флот. Леонардо да Винчи предполагал, что оно представляло собой деревянный ствол, в который закладывались снаряды весом до 40 кг. Снаряд выбрасывался при помощи пара и поражал цель на расстоянии 6 стадий (около 1100 м).

Возможность применения пара вызывает сомнения. Слишком велико требуемое давление. Кроме того, эффективность применения паровой пушки на таком расстоянии, да еще по движущейся мишени, представляется весьма низкой. А если учесть, что Полибий и Плутарх прямо указывают: римский флот был сожжен, — то остается предположить, что Архимед использовал ракетные установки с зажигательными снарядами.

Только ракета могла пролететь свыше тысячи метров и причинить судну заметный ущерб. Точное попадание в цель не требовалось: достаточно, чтобы зажигательная смесь горела в воде. Это могла быть нефть или специальное масло. Возможно, такое, о котором говорится в Коране: «Зажигается оно от дерева благословенного маслины, ни восточной, ни западной. Масло ее готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь».

Архимед скорее всего не являлся изобретателем смертоносного орудия. Он применил то, что знали уже до него. Во всех отраслях знания наличествует особый слой, уходящий корнями в те эпохи, когда, как принято считать, и речи быть не могло о высоком интеллектуальном и техническом развитии общества.

«Греческий огонь» (только факты)

В 69 году н. э. во время столкновения войск враждующих римских партий вителианцев и флави-анцев были использованы зажигательные снаряды (Корнелий Тацит. Сочинения в 2-х т., т. 2. Л., 1969, с. 138).

История китайской династии Тхань (Тан-шу) упоминает некое оружие, называемое Огонь, которое было использовано китайцами в 645 году при осаде Ляодуна. От его действия в городе погибло около 10 тысяч человек.

При осаде Константинополя в 673 году архитектор Каллиник из Гелиополиса применял «греческий огонь».

В 717 году Феофан в своей «Хро-нографии» рассказывает о взятии крепости Сидерон, находившейся в горном проходе между Цебельдой и Сухуми.

Спафарий Лев осадил крепость, но расположение и мощность крепостных укреплений не позволяли захватить ее. Лев договорился с защитниками крепости, что те впустят его с тридцатью воинами, если он пообещает не причинять им вреда. «Но слова своего, — пишет Феофан, — Лев не сдержал, а приказал своим тридцати спутникам: «Когда мы будем входить, захватите ворота, и пусть входят все». Как только это произошло, Спафарий приказал метать огонь в крепость. Начался большой пожар, и семьи стали выходить, взяв с собой, что только могли они унести из своего имущества».

В XIII веке татаро-монгольские войска под предводительством одного из сыновей Чингисхана встретились с войсками легендарного пресвитера Иоанна. «Иоанн выступил против них с соединенным войском и, сделав медные изображения людей, поместил их в седлах на лошадей, разведя внутри огонь, а сзади медных изображений поместил на лошадей людей с мехами, и со многими изображениями и лошадьми, так подготовленными, они вступили в бой... и когда они пришли на место боя, то послали вперед этих лошадей, одну рядом с другой, мужи же, бывшие сзади, Положили что-то на огонь, который был в вышеназванных изображениях, и стали сильно дуть мехами. Отсюда произошло, что греческий огонь опалял людей, и воздух омрачился от дыма...» (Джиованни дель Плано К а р п и н и. История монголов).

«Греческий огонь» (комментарий)

Из приведенных фактов можно, на мой взгляд, сделать следующие выводы:

1. Ракетное оружие известно в Индии, а затем в Греции в I тысячелетии до н. э.

2. Китайские и византийские войска имеют на вооружении ракеты уже в VII веке н. э.

3. В VIII—X веках вырабатывается тактика применения ракетного оружия, соответственно появляются разновидности ракетных установок: маломощные ручные, средней мощности, перевозимые на лошадях, большой мощности, используемые на морских судах.

4. Ракетный снаряд изготовлялся из керамики (славянский «вулканов горшок») или металла и заполнялся зажигательной смесью, состав которой долгое время держался в секрете.

Сочинение Марка Грека

Скоро секрет «греческого огня» стал известен благодаря книге Марка Грека «Книга об огне, служащем для сжигания врагов».

Видимо, значение ракетного оружия в военном деле настолько возросло, что понадобилась специальная книга, объясняющая, как им пользоваться. Это первый учебник для подготовки ракетчиков. До наших дней дошел латинский перевод XII века, где подробно указывается, как приготовить зажигательную смесь и что с нею потом делать: «Затем из этого приготовляют по желанию ракету или гром. Ракета должна быть длинной, и rfo-рох в ней должен быть набит плотно. Гром, наоборот, должен быть коротким и толстым и наполнен лишь наполовину. Оба конца должны быть при этом крепко обвязаны железной проволокой».

История изобретения ракетного оружия еще не исследована полностью. Легенды о его мощи передавались от народа к народу в широчайшем временном и географическом диапазоне. В китайском сочинении от 1259 года упоминается один из вариантов ракетной установки под грозным именем «Копье яростного огня». Так почему бы не предположить, что и Ольга применила нечто аналогичное в кампании против древлян?

4*

51