Техника - молодёжи 1986-04, страница 13

Техника - молодёжи 1986-04, страница 13

СОЦИАЛИЗМ С ЕГО ПЛАНОВОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ГУМАНИСТИЧЕСКИМ МИРОВОЗЗРЕНИЕМ СПОСОБЕН ВНЕСТИ ГАРМОНИЮ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОБЩЕСТВОМ И ПРИРОДОЙ... ВСЕ МЫ, НЫНЕ ЖИВУЩИЕ, В ОТВЕТЕ ЗА ПРИРОДУ ПЕРЕД ПОТОМКАМИ, ПЕРЕД ИСТОРИЕЙ.

Из Политического доклада Генерального секретаря ЦК КПСС товарища М. С. Горбачева XXVII съезду КПСС

Именно в этом направлении объединяют свои усилия белорусские экологи, геологи, геохимики. Их оригинальные исследования по рацио-нальному природопользованию выходят за рамки одного региона. О первых результатах этих работ с одним из основателей геохимической научной школы в Белоруссии, академиком АН БССР Константином Игнатьевичем ЛУКАШЕВЫМ, беседует наш специальный корреспондент Рудольф БАЛАНДИН.

БИОСФЕРА - ЧЕЛОВЕК -ТЕХНОСФЕРА

Константин ЛУКАШЕВ,

академик АН БССР, Рудольф БАЛАНДИН,

геолог, писатель

водству. Сейчас идет подготовка к

его серийному изготовлению. * * *

Еще на заре космической эры о цвете и музыке как эффективных средствах воздействия на экипажи межпланетных космических кораблей говорил С. П. Королев. Но! лишь в сравнительно недавнее время с появлением новейших проекционных, акустических и т. п. радиоэлектронных устройств цвето-музыкальные воздействия удалось включить в комплекс средств, влияющих на работоспособность космонавта.

Каковы пути дальнейшего развития светозвуковых интерьеров? При их организации можно будет воздействовать на человека комплексно светом, цветом, звуком, изменяющейся геометрией объема, запахами, температурой, влажностью, давлением. Опыты в этом направлении ведутся.

Отсюда уже один шаг до идеи «живого интерьера», интерьера-робота. Используя средства современной вычислительной техники и некоторые кибернетические принципы, можно спроектировать такой интерьер, параметры которого будут меняться в зависимости от эмоциональных реакций человека, от малейших нюансов его настроений или поведения. Для решения этой задачи необходимо создать устрой- ' ство, работающее по принципу системы с обратной связью. На вход такой системы с контактных или дистанционных датчиков поступают данные о частоте дыхания и пульса, о величине кровяного давления, о характере кожно-гальва-нической реакции, а на ее выходе специальные блоки подбирают, разумеется, с помощью ЭВМ, свет, звук, атмосферное давление, влажность и т. п. данные «живого» интерьера. Первым шагом на пути к интерьеру-роботу стало создание цветных дисплеев, способных регистрировать изменения биотоков мозга. Если, скажем, пациент возбужден, экран окрашивается в динамичный красный цвет; спокоен человек — и экран принимает си-не-зеленую «холодную» окраску.

Подобный робот, преобразующий психофизиологическую информацию в электрические управляющие воздействия, создает зыбкую, постоянно меняющуюся искусственную среду.

Человек и техника взаимодействуют в едином синтезе.

БАЛАНДИН. Науки о Земле традиционно ориентированы на познание земных недр для эксплуатации минеральных ресурсов. За последние десятилетия стали появляться разработки геологов, связанные с охраной окружающей среды и здоровья людей. Вы — инициатор подобных региональных, местных исследований в Белоруссии. Можно ли, по-вашему, утверждать, что область жизни переходит в новое, более совершенное состояние?

ЛУКАШЕВ. В настоящее время трудно судить, насколько совершенны перестройки окружающей среды. Но уже сам факт увеличения ее загрязнения заставляет о многом задуматься. Нельзя сказать, что человек хозяйничает на планете бережно, рачительно.

БАЛАНДИН. Существует мнение, которое разделял и развивал Вернадский, что человечество создает на планете новую оболочку, преобразованную среду жизни. Он называл ее ноосферой, сферой разума. Предполагал, что она является высшей стадией развития биосферы.

ЛУКАШЕВ. По-видимому, он исходил из того, что появление человеческого разума стало венцом биологической эволюции, развития жизни.

БАЛАНДИН. Да, так. Но факты свидетельствуют, что технические системы вытесняют и разрушают живую природу. Скажем, за последние столетия исчезло много видов животных и растений, опустынены миллионы квадратных километров лесных и степных территорий, сожжены в топках гигантские массы нефти, угля, торфа...

ЛУКАШЕВ Добавьте сюда значительное техногенное загрязнение природных вод и почв, атмосферы, всей области жизни.

БАЛАНДИН. Следовательно, человек невольно обедняет биосферу, упрощает ее состав и структуру, как бы «технизирует» ее. Значит, формируется именно техносфера — область, где решающей геологической силой становится техника, созданная и руководимая человеком. Вы согласны?

ЛУКАШЕВ. Поскольку это соответствует фактам, то в принципе возражений как будто нет. Ноосфера остается идеалом, к которому надо стремиться, а техносфера — реальность...

БАЛАНДИН. Которую надо преодолеть?

ЛУКАШЕВ. Наша задача — сделать окружающую среду благоприятной для человека во всех отношениях. Как это можно осуществить? По-моему, приходится рассчитывать на науку и более совершенную технику и технологию. Правда, такая рекомендация звучит слишком абстрактно. Надо исходить не только из некоторых общетеоретических соображений, но в деталях, порой мельчайших, исследовать вполне определенные территории, ландшафты. Прежде чем принимать какие-то меры, требуется выяснить, где, в каких масштабах и какое идет загрязнение, как оно развивается со временем и как влияет или может повлиять на здоровье людей... Вы же знаете, что ландшафты, как и люди, индивидуальны, к ним нельзя подходить с одной меркой. В теории можно рассматривать, например, обобщенный город и некоего среднего горожанина. Но приходится помнить, что на планете существуют совершенно конкретные города и у каждого — свои особенности.

БАЛАНДИН. Вы могли бы привести пример?

ЛУКАШЕВ. Пожалуйста. Вот взгля

1 1