Техника - молодёжи 1986-06, страница 54

Техника - молодёжи 1986-06, страница 54

АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Ну а теперь пора «запевать песню», то есть проследить по блок-схеме работу программы. Сначала вводятся исходные данные, необходимые для совершения полета,— характеристики планеты и аппарата, начальные значения переменных. Затем вычислительная система определяет начальную высоту, так как в уравнениях движения в качестве текущей переменной выбрано расстояние от центра планеты. Далее идет уже знакомый нашим читателям по предыдущему выпуску рубрики блок проверки положительности высоты. Основную роль он играет при дальнейших маневрах, а сейчас мы просто выходим из ромба по стрелке «да» — ведь не искать же полезные ископаемые в недрах планеты мы собрались? И наконец, беремся за рычаги управления — вводим значения расхода топлива, угла тяги и время маневра.

Но прежде чем начать полет, бортовой компьютер проверит, не перерасходуем ли мы топливо. Если все в порядке — выход из блока проверки по стрелке «да», то приступает к работе блок вычисления реактивного ускорения. Он действует аналогично такому же блоку в программе «Лунолет-2» (см. «ТМ» № 5 за 1986 год). Кроме ускорения, этот же блок подсчитывает и запас оставшегося топлива. Итак, «куплет пропет», переходим к «припеву»,— обращаемся к подпрограмме, которая определяет значения текущих переменных.

Несколько слов о ее работе. В первую очередь вычисляются составляющие ускорения — вертикальная и горизонтальная. Первая определяется проекцией реактивного ускорения на вертикаль, гравитационным ускорением, которое в нашем случае может быть переменным (так как меняется радиус орбиты), и центробежным ускорением. Вторая — проекцией реактивного ускорения на горизонтальное направление и кориолисовым ускорением. При нахождении проекций скорости и значений текущих координат используются обычные формулы равноускоренного движения, которые при своей простоте обеспечивают достаточную точность для задач подобного типа.

После окончания «припева» мы возвращаемся в основную программу и снова проверяем положительность высоты. Если полет проходит в нормальных условиях (вы

ход из блока проверки по стрелке «да»), то опять беремся за рычаги управления и еще раз повторяем «куплет — припев». Наша «песня» продолжается до тех пор, пока мы либо благополучно не завершим перелет, либо...

«Этот человек... Бёрст врезался в Луну»,— писал Станислав Лем в одном из рассказов о пилоте Пирк-се. Ну что ж, никто не гарантирован от неудачи, и в нашем полете возможна ситуация, когда неосторожный маневр приводит к тому, что лунолет оказывается погребенным в недрах планеты (из блока проверки высоты мы выходим по стрелке «нет»). Нужно извлечь его оттуда. Это мы уже делали в программе «Лунолет-2», но сейчас предлагаем вам еще один метод. Как и в предыдущем случае, «спасение утопающих» оказывается делом не их рук, а микрокалькулятора. Время неудачного маневра делится пополам, причем знак его оказывается совпадающим со знаком высоты — если высота отрицательна, то и время отрицательно. Потом происходит обращение к подпрограмме, в нее вводится полученное отрицательное время, и лунолет проводится по траектории назад, при этом находится новое значение высоты. Затем оно сравнивается с нулем. Если высота за-нулилась, а при ее вычислении заодно происходит ее округление, программа заканчивает свою работу, прилунение (удачное либо неудачное) завершено. Если же высота отлична от нуля, то бортовой компьютер продолжает трудиться: время вновь делится пополам, а так как его знак совпадает со знаком высоты, то с помощью подпрограммы продолжается либо «извлечение» аппарата из недр планеты, либо — аналогичное пошаговое снижение. Существенно, что на каждом шаге приходится обращаться к подпрограмме. Конечно, «песня», в которой постоянно много раз подряд повторяется только «припев», не слишком содержательна, но что поделать, винить в этом можно только себя: чем точнее произведен последний маневр, тем она короче. В конечном счете лунолет оказывается на поверхности планеты, но, увы, ваша заслуга в этом невелика.

На этом очередная «зарядка» заканчивается.

Сергей ВОЛКОВ,

инженер

Чего только не испробовали судостроители, пытаясь увеличить скорость пароходов и теплоходов! Они тщательно отрабатывали обводы их Корпусов, экспериментировали с новыми силовыми установками, наращивали мощности традиционных машин. И лишь в начале нашего века инженеры нашли принципиально иное решение, создав быстроходные глиссеры, суда на подводных крыльях и воздушной подушке, у которых на ходу большая часть корпуса выходила из воды, оказывавшей значительное сопротивление. Однако таким скороходам свойствен существенный недостаток — им требуется мощная силовая установка, которая, естественно, расходует немало дорогостоящего жидкого топлива. Кроме того, все эти суда приходится делать довольно широкими, чтобы обеспечить остойчивость на циркуляции и при движении на малом ходу.

А нельзя ли сделать тот же глиссер узким, как и подобает скоростным судам, и в то же время устойчивым и маневренным?

Сразу же появилась идея водного мотоцикла. Почему? Как известно, тот опирается на дорогу двумя колесами и развивает высокую скорость. Вот и будущий глиссер было решено оснастить всего двумя «точками опоры» на воду — носовым и кормовым поплавками. Это позволило бы заметно сократить волновое сопротивление встречного потока корпусу, и, судя по расчетам, гидроглиссер при сравнительно маломощном дви^кке разовьет скорость до 70 км/ч.

Но — вновь аналогия с мотоциклом — стоило водителю сбросить газ, как судно неизбежно теряло бы устойчивость, тем более на поворотах. Перебрав несколько вариантов конструкции, мы пришли к выводу, что без третьего, дополнительного, поплавка не обойтись. Тогда глиссер превратится в тримаран, неизбежно возрастет гидродинамическое сопротивление (корпусов-то три!), и судно лишится своего главного достоинства — быстроходности. А почему бы не выполнить один из поплавков раздвижным?

Так постепенно складывались черты технического решения глиссера многоцелевого назначения с изменяемой геометрией обводов днища, на конструкцию которого выдано а. с. JSfs 703409. Основное его отличие от других судов, скользящих над волнами, заключается в устройстве носового поплавка. Две

50