Техника - молодёжи 1986-06, страница 51LQ пользован тот же посадочный блок, что и на нашей блок-схеме. Все тот же неутомимый в своих критических замечаниях Л. Роканиди и С. Вардин из Москвы выражают (в письменной форме!) свои сомнения по поводу рекомендуемой для программ «Вершина» и «Маской» формулы для расчета круговой скорости; по их мнению, команду ИП7 следует заменить на ИПА, ибо, по словам С. Вардина, «из текста следует, что от высоты не зависит ускорение силы тяжести, а не круговая скорость (что было бы странно!)». ♦Необходимо дать пояснение. Как уже отмечалось, сила тяжести в этих программах считается постоянной. Естественно, это верно лишь в узком приповерхностном слое. Поэтому круговая скорость в программе «Вершина» действительно не зависит от высоты; если согласиться с поступившими предложениями, она, вместо того чтобы уменьшаться с высотой, увеличивалась бы (что было бы действительно странно!). Впрочем, при полетах на малых высотах это особого значения не имеет. М. Точин из Вологды, Ю. Кузнецов из Куйбышева и А. Аула из Запорожья сообщили, что в программе «Вершина», по их мнению, содержится ошибка: происходит ее зацикливание, причем команда с пульта С/П В/О С/П не помогает — программа снова зацикливается. Естественно, критика предлагается конструктивная — все трое изобрели различные методы устранения неприятности, основанные на модернизации алгоритма посадки. Однако главное достоинство посадочного блока программы «Вершина» — возможность выполнения посадки на крутом склоне, причем даже в горизонтальном полете,— при этом теряется. Разбор показал: 1. После ввода исходных данных, опубликованных в журнале, лунолет в начальной позиции находится, как правильно подметил М. Точин, на высоте —6,2 м, то есть как бы в стартовом колодце. Причина в том, что подошва горы, перелет на которую надлежит выполнить, тянется довольно далеко. Если стартового импульса не хватает, чтобы вывести корабль из колодца, программа действительно зацикливается (это легко проследить по блок-схеме). Если же импульс достаточен, никакого зацикливания не происходит и можно смело лететь дальше. 2. Из-за медленной сходимости метода половинного деления и малого быстродействия ПМК при посадке корабля может сложиться впечатление, что программа зацикливается. У пилота возникает искушение остановить программу с пульта (С/П), скомандовать В/О С/П й продолжить вычисления. Такие действия приводят к неправильному выходу из подпрограммы, стековая память адресов возврата засоряется, и происходит зацикливание. Подобная неприятность может случиться и в других программах, использующих вло женные друг в друга (наподобие матрешек) подпрограммы. 3. Избавиться от зацикливания в подпрограмме можно следующим образом: отдать с пульта команду С/П, а затем повторить несколько раз последовательность БП 92 ПП, пока не произойдет передача управления на адрес 01. После этого командой В/О С/П можно вновь запускать программу (вместо адреса 92 можно использовать любой другой, на котором записана команда В/О — в нашем случае 85). Надо отметить, что не все читатели вели свои корабли к вершине по низкой окололунной орбите. Некоторые, «тряхнув стариной» (вспомнив предыдущее задание), совершили баллистический суборбитальный перелет, сэкономив на этом деле без малого две тонны топлива. Поскольку в задании ничего не говорилось о выходе на орбиту, это совершенно правильное решение. О программе «Маскон» поговорим особо. Вероятно, целесообразно обсудить ее вместе с «Лунолетом-4». («Луна — это маскон! Маскон — концентрат массы в гравитационном поле планеты!.. Увеличь Землю до размеров лунной орбиты, тогда ты меня поймешь!») На «устные» задания тура удачнее всех, по нашему мнению, ответил восьмиклассник В. Ладохин из города Сургута Тюменской области, задержавшийся, кстати, на старте суборбитальных полетов: «Прошу меня извинить за то, что опоздал, просто калькулятор мне купили недавно». В ЦУП—«ТМ» причина признана уважительной. Начиная с задания № 2 В. Ладохин стал одним из наиболее дисциплинированных участников перелета. Напомним заданные вопросы: 4) Прав ли был Коршунов, когда демонтировал 50 кг навигационной аппаратуры? Зачем он так поступил? 5) К какому приблизительно перерасходу топлива привела встреча «Кон-Тики» с масконом? 6) Видите ли вы какой-нибудь выход из сложившейся на «Кон-Тики» ситуации (кроме того, который предлагает Коршунов)? А вот ответы Вадима: 4) Коршунов был прав. Так как луно-леты типа «Кон-Тики» не предназначены для орбитальных полетов, то и аппаратура у них была соответствующая. Поэтому при орбитальном, а тем более межпланетном полете большинство приборов «Кон-Тики» будет бесполезным грузом. 5) При встрече «Кон-Тики» с масконом перерасход топлива составил не более 5 кг. 6) Я думаю, что идти за борт никому не надо. Топлива на посадку хватит. Консультант раздела — Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Ю. Н. ГЛАЗКОВ щью, кроме удовольствия, полнее узнаешь возможности своего ПМК. Но вот еще было бы объяснение принципа составления и нюансов этих программ. Чтобы программа виделась осмысленным рядом действий, а не бездумным набором знаков. Чтобы с помощью вашего журнала научиться не только исполнять готовые программы, но и составлять их самому». «С помощью МК-54 и программ, публикуемых в журнале, мы с другом совершили несколько увлекательных путешествий,— развивает похожую точку зрения 17-летний А. Дибривный из Херсона.— Нам бы хотелось совершить более сложные путешествия — к комете Галлея, к другим планетам Солнечной системы, к другим звездам, но мы не знаем, как составить программы для таких путешествий. Не могли бы вы рассказать, как можно составить такие программы, помочь нам в их составлении?» «Я не думал о ПМК, но благодаря вашим публикациям попросил на день рождения именно программируемый,— сообщает не назвавший своего возраста Д. Евдокимов из Ленинграда.— В конце октября мне купили с трудом (дефицит почему-то!) МК-54. Теперь я осваиваю ваши программы. Спасибо вам за них! То, что вы придумали этот «По завершении рейса «Кон-Тики» хотелось бы увидеть в этом разделе новые игровые программы,— пишет девятиклассник Е. Бедекер (ст. Полетаев Челябинской области).— С их помо- КЛУБ ЭЛЕКТРОННЫХ ИГР |