Техника - молодёжи 1986-10, страница 12
УСТРЕМЛЕННЫЕ ВВЫСЬ «...Солнце переменися и не бысть светло, но аки месяц бысть». Эта первая в средневековой Руси запись о солнечном затмении датирована в Лаврентьевской летописи 1064 годом, который, быть может, следует признать началом истории отечественной астрономии. Пытливые и неутомимые исследователи неба на протяжении веков то с благоговейным восторгом, то со священным ужасом вглядывались в лики Солнца и Луны, звезд и комет. Таинственное, величественное небо не казалось им бесстрастным: на его черно-голубых свитках наши древние предки читали то грозные, то милостивые знаки судьбы. Небу верили, неба боялись, но небо и неустанно изучали... В летописных записях уже с XI века стали появ- И. РУЩАК. Я —Земля. 1979. Б. СМИРНОВ-РУСЕЦКИЙ. Космическая геометрия. 1927. ляться часто весьма подробные и меткие описания не только затмений Солнца или Луны, но и многих других астрономических явлений. Ученые летописцы были необычайно наблюдательны. Так, безвестный русский автор в записи от 1 мая 1185 года впервые в истории отметил и выразительно описал солнечный протуберанец, увиденный им во время затмения: «Солнци учинися яко месяц, из рог его угль жаров исхожаше, страшно бо видети человеком...» Именно это солнечное затмение было тогда же описано в «Слове о полку Игореве». Помимо затмений, с 1066 года почти без пропусков упоминалось появление на северном небосклоне кометы, еще не носившей имени Галлея. В 133L году летописцем был описан удивительный случай дневной видимости планеты Венера, а в 1371 году в русских хрониках, впервые в Европе, были упомянуты пятна на Солнце («места черны, аки гвозди»), хотя официально считается, что они были открыты в 1610 году Галилеем и Фабрициусом. История астрономических знаний в Древней Руси известна нам, разумеется, далеко не полностью и потому до сих пор бытует мнение об их крайней скудости вплоть до начала XVIII века. Между тем накопление этих знаний шло издревле. Уже в «Изборнике» 1073 года киевского великого князя Святослава имелись любопытные изображения знаков зодиака — «дванадесять животы». В 1136 году в Новгороде появилось астрономо-математиче-ское сочинение двадцатишестилетнего монаха Антониева монастыря Кирика «Учение им же ведати человеку числа всех лет», содержащее важные теоретико-практические данные: идею не только постоянного, по суткам, но и переменного, так называемого «косого» исчисления часов дня и ночи, сведения о 28-летнем солнечном и 19-летнем лунном циклах, о 532-летнем — «великом индиктионе» и многое другое. В 1424 году Кирилл Белозерский (основатель знаменитого монастыря) составил свой «Сборник», в котором для нужд практики изложил различные сведения из области астрономии: «О широте и долготе Земли», «О расстоянии между небом и землею», «Лунное течение», и т. д. Подобные знания в XV веке не были уделом избранных: тверской купец Афанасий Никитин в 1466— 1472 годах во время своего «хождения за три моря» проявил нема-
|