Техника - молодёжи 1987-02, страница 18

Техника - молодёжи 1987-02, страница 18

станциях. И второй — успехи в области автоматизации. Если раньше каждая малая ГЭС требовала обслуживающего персонала, хотя и небольшого, то теперь представилась возможность поручить управление станциями автоматам, что заметно снижало себестоимость каждого киловатт-часа электроэнергии. Сыграли свою роль и другие факторы, например экологические. Малые ГЭС затопляют гораздо меньше площади, чем гидростанции-гиганты, и не загрязняют окружающую среду, как ГРЭС и ТЭЦ.

И в нашей стране в начале 80-х годов возродился интерес к малым ГЭС. Возможности для строительства крупных гидроэлектростанций, прежде всего в европейской части страны, а также в относительно доступных местах за Уралом к этому времени оказались в основном исчерпаны, да и по-другому стали мы относиться к затоплению пахотных земель -— неизбежному спутнику гидростроительства. Издалека приходилось доставлять и топливо для тепловых станций, что также удорожало электроэнергию. Расчеты отечественных экономистов подтверждали выводы,, к которым одновременно пришли и зарубежные специалисты: при должном уровне автоматизации агрегатов, при их высокой надежности, при условии серийного выпуска оборудования и индустриальных методов строительства малые ГЭС способны составить конкуренцию даже крупным тепловым и гидравлическим станциям; они могут внести изрядную добавку в общий энергобаланс страны, тем более что, как и другие ГЭС, обладают важной способностью: давать энергию в сеть в те самые пиковые часы, когда она особенно нужна заводам, транспорту, жилым домам.

Но прежде чем решать вопрос о строительстве новых малых ГЭС, надо было выяснить, как распорядиться имеющимися. Напомним: два-три десятилетия назад в стране, только по официальным данным, насчитывалось несколько тысяч малых ГЭС; еще тысячи, как можно было предположить и как показало последующее обследование,— примитивных, полукустарных, построенных в самой что ни на есть «глубинке»,— у дальних пастбищ, близ баз геологов и изыскателей,— не значились ни в каких статотчетах. И в разные концы страны направились экспедиции Минэнерго СССР. Цель — провести своеобразную

I

«инвентаризацию» сохранившихся малых ГЭС.

...Заместитель начальника отдела перспективного проектирования Всесоюзного института Гидропроект имени С. Я. Жука Борис Николаевич Фельдман раскладывает на столе множество фотографий. Потом приносит стопку толстых папок — отчетов экспедиций энергетиков и снова открывает страницы с фотографиями. Картина большей частью, надо сказать, удручающая: полуразрушенные здания, многие без крыш, окон, дверей. Подчас приходится напрягать воображение, чтобы угадать в заросших кустарником холмах остатки плотин, заржавевшие остовы гидроагрегатов. «К некоторым заброшенным станциям приходилось пробиваться по многу часов, орудуя топорами»,— замечает Б. Н. Фельдман.

Пробиваться было необходимо, чтобы точно определить, где при новом строительстве можно использовать фундаменты, где остатки плотины — и, стало быть, сэкономить какую-то часть средств, а где, оставив все, как есть, придется выбирать для ГЭС новую площадку.

Впрочем, некоторые снимки из экспедиционных отчетов вселяли оптимизм. Ряд зданий оказался вполне сохраненным, агрегаты законсервированы, и нужны лишь кое-какие профилактические работы, чтобы ввести их в действие. Такова, например, Пролетарская ГЭС на реке Западный Маныч, сооруженная в 1952 году в окрестностях города Пролетарска в Ростовской области. Станция работала до 1970 года, но построенное на совесть здание цело и сейчас, разрушений мало, пустить ее в действие не составит большого труда. Исправно и вполне работоспособно оборудование другой заброшенной гидроэлектростанции — Лужской ГЭС-1 на реке Бы-стрице в Ленинградской области. Мощность ее 370 кВт, но, если заменить морально устаревшее оборудование на новое, мощность станции можно повысить.

Инвентаризация помогла составить более полную картину и о действующих малых ГЭС. Оказалось, что в системе Министерства энергетики и электрификации СССР действуют 264 такие станции. Из них 216 — маленькие даже среди малых ГЭС, мощность каждой из них не превышает 10 тыс. кВт. Кстати, если иметь в виду «поштучный» учет, то в списке гидростанций Минэнерго малые ГЭС занимают

более половины перечня. Причем на их долю приходится всего лишь около процента суммарной мощности всех ГЭС. Заметим также, что за последние 15 лет в стране сооружено всего лишь две гидроэлектростанции, которые можно отнести к малым. А между тем возможности для такого строительства были. Больше того, энергия многих новых малых ГЭС, как в уже рассматривавшемся нами случае с Карамышевской ГЭС, оказалась бы «даровой». Речь идет о гидростанциях, которые можно было бы возвести на многочисленных, появившихся в последние голы

ИНТЕРЕС К МАЛЫМ ГЭС

Интерес к малым ГЭС растет во всем мире. В США уже в середине 70-х годов развернулись широкие исследования энергетического потенциала малых ГЭС и возможностей их строительства, в 1976 году было подано всего 12 заявок на строительство малых ГЭС, в 1979-м—114, а в 1981-м — около 900 заявок. В начале восьмидесятых годов в стране обследовали примерно 49 тыс. плотин с напором воды более 6—7,5 м с целью выявления их энергетических возможностей. Лишь на 1,4 тыс. из них действовали электростанции, но, как показало обследование, малые ГЭС мощностью от 8 до 14 тыс. кВт можно построить еще примерно на 5 тысячах водохранилищ. Кроме того, в США законсервировано более трех тысяч малых ГЭС; 1250 из них общей мощностью 1,3 млн. кВт можно ввести в действие очень быстро. Вдобавок предполагается построить в течение ближайших двадцати лет от трех до шести тысяч таких гидростанций на небольших реках. В общем, если все составляемые ныне планы будут реализованы, то общая мощность малых ГЭС в Соединенных Штатах достигнет к 2020 году 50 млн. кВт, что позволит ежегодно экономить около 65 млн. т жидкого топлива.

Быстро развивается «малая энергетика» в странах Западной Европы. В Италии действует 1200 малых ГЭС; более, чем на 300 из них предполагается заменить оборудование с тем, чтобы повысить эффективность. В Норвегии около 500 ГЭС, на них ежегодно вырабатывается 6 млн. кВт- ч электроэнергии — это 7% гидроэнергетического потенциала страны. В Австрии 950 малых ГЭС, в Финляндии — 180, во Франции — 1100, в ФРГ — 880, в Швеции —

16