Техника - молодёжи 1987-04, страница 52ЭВМ, ПУАНТИЛИЗМ И СТАРЫЕ ФОТО Михаил ШАТИН, инженер Казалось бы, ничего не поделаешь: чем старее фотография или негатив, тем сложнее им донести до потомков свой первозданный вид, даже если их качество когда-то было высоким. Стареет фотоэмульсия, раскалываются хрупкие стеклянные пластины. Сама технология обработки фотоматериалов не способствовала их сохранности. Все операции фотограф проводил когда-то прямо на месте съемки. Спрятавшись с головой под темным покрывалом, он наносил на стеклянную пластинку фотослой, тут же его экспонировал и, не дожидаясь, пока слой высохнет, проявлял и закреплял изображение. Такова в самом общем виде была технология «мокрого» фотопроцесса. При этом следует учесть, что у фотослоя чувствительность была низкой, что и в прямом и в переносном смысле слова требовало большой выдержки и от фотоаппарата, и от негатива, и от фотографа, и от объекта съемки. В конце XIX века «мокрый» процесс сменился «сухим», что приблизило фотографию к ее теперешнему состоянию и позволило разделить во времени процессы экспонирования и проявления. Тем не менее, как и прежде, задача получения качественных снимков включала несколько неизвестных, и окончательный ответ становился очевидным лишь некоторое время спустя, когда запечатленное мгновение уже бесследно уходило в прошлое. Это обстоятельство вызвало к жизни ставшую очень популярной профессию художника-ретушера. Не было практически ни одного фотоателье, где не трудились бы эти люди, спасая честь фирмы и по возможности наводя «косметику» на брак негатива. Если ретушеру легко удавалось выделить контур изображения и двумя штрихами, например, наметить линию воротничка, слившегося с фоном, то такие сложные операции, как повышение контраста всего кадра, восстановление утраченных частей или расслоение двух изображений на одном негативе, даже ретушеру — асу своей профессии не под силу. Уже несколько лет такие работы ведутся в лаборатории АСОИз (автоматизированной системы обработки изображений) одного из отделов Научно-исследовательского центра технической документации Главного архивного управления при Совете Министров СССР. Для демонстрации реставрационного мастерства вычислительной техники мы не случайно выбрали фотоснимки, сделанные с разбитых фотопластинок. — Сложность здесь заключается в том, что по краю разлома и кое-где по полю изображения фотослой утрачен,— пояснил начальник отдела НИЦТД, кандидат физико-математических наук М. И. Малышев.— Это хорошо видно на фотографии, запечатлевшей бойцов Первой Конной армии. Еще более трудной представилась ручная реставрация фотопортрета Сергея Есенина и Леонида Леонова. Негатив не только разбит, но и утеряны осколки его верхнего угла. Как же решает эту сложную задачу ЭВМ? Ответ может показаться неожиданным, но тем не менее принцип «электронной» ретуши основан на использовании художественного приема, разработанного на рубеже 80-х годов прошлого века художником-пуантилистом Жоржем Сёра. Он передавал живописный образ путем разложения на точечные мазки, выполненные красками чистых тонов или, в моноцветных работах, точками различной цветовой насыщенности. Первая Конная армия, г. Умань, 1920 г. (ЦГАКФД СССР). Действительно, если представить себе, что фотографии выполнены почти сливающимися между собой точками различных оттенков серого цвета (а так оно и есть), то реставрация сводится к тому, что утраченные фрагменты изображения необходимо дополнить недостающими точками. Успех операции зависит прежде всего от точности выбора цвета (или тона) точек и их взаимного расположения. Как вы думаете, какую самую маленькую точку может изобразить художник-ретушер? Вряд ли даже самый опытный и способный сможет писать точками величиной менее 0,05 миллиметра. А сколько различных градаций серого цвета ему удастся получить на таких точках? Однозначно ответить трудно, но 256 оттенков, которые позволяет реализовать ЭВМ на 12-микронных точках, вероятно, не нарисует никто. Но ведь дело не только в том, чтобы создать эти точки, их нужно еще и расположить так... как 48
|