Техника - молодёжи 1987-04, страница 7

Техника - молодёжи 1987-04, страница 7

мне кажется, мы переоцениваем значение «чистого интеллекта» в науке и технике. Человек может быть очень силен в какой-то своей узкой- области, но все это сводится на нет, если он не проявляет качеств полноценной личности. Потому слову «интеллектуал» я предпочитаю слово «интеллигент», оно полнее отвечает эталону современного специалиста.

Одних способностей и знаний в науке недостаточно. Нужна еще совесть. Совесть ученого — это понятие очень емкое. Я знаю примеры, когда специалисты с блестящими научными званиями приносили не пользу, а вред делу — разваливали коллективы, подавляли чужие идеи и мнения, проявляли научную и нравственную нечистоплотность.

У нас как-то незаметно нивелировался гордый по своей сути статус: научно-техническая интеллигенция. Возрождение его в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего дня. По-моему, и придумывать здесь ничего нового не надо. Интеллигент в нашем деле — это человек, обладающий широкими знаниями, высокими нравственными качествами — в частности, такими, как долг и честь, словом, всем, что называется культурой.

— Как же воспитать все это в молодом специалисте?

■— С некоторыми качествами вообще-то не вредно родиться. Например, творческая одаренность — это, как говорится, от природы. Доброта, душевная щедрость, чуткость, общественная активность, честность — продукты воспитания.

И все же человек — постоянно самонастраивающийся аппарат, он хорошо адаптируется к окружающей среде. Вот почему в нашей беседе я так много внимания уделял объективным условиям, в которые попадает молодой специалист. Там, где сложилась обстановка благожелательности и высокой требовательности, творческой увлеченности и порядка, где господствует здоровый дух коллективизма, где гласность и критика не в загоне,— там легче происходит формирование современных специалистов, имеющих право причислять себя к научно-технической интеллигенции.

— Борис Евгеньевич, ваш институт работает на стыках разных научных дисциплин и направлений, тесно связан с самыми различными ведомствами и отраслями промышленности. Как тематическое многообразие влияет на результаты исследований и научных разработок?

— Сварка применима во всех областях техники: от зубных протезов до строительства в космосе, от радиоэлектроники до атомной энерге

Камера для испытаний взрывных методов соединения и резки материалов.

тики. Однако многопланЬвость, или, как сейчас говорят, межВедомственность, института нисколько не мешает нашим ученым заниматься наукой, в том числе и фундаментальной. Напротив, именно на стыках разных наук и направлений, как известно, чаще рождаются новые идеи, технологии. Позволю себе такую «сварочную» аналогию: соединяя металлы и неметаллы, казавшиеся ранее несоединимыми, мы получаем композиционные материалы, обладающие порой неожиданными механическими и физическими свойст-

идеи. Часто они засиживаются по вечерам, лимита времени для ребят практически не существует. Чем это объяснить?

— Интересно работать. Перед нами четкая задача, определены этапы и сроки, созданы все условия для работы. Поставлена цель: заменить сталь куда более легкими, прочными и технологичными материалами. Алюминий — сталь, алюминий — бор, магний — бор, алюминий — углерод... Детали и узлы из этих материалов прочнее стальных в 1,5— 2 раза! При этом они обладают более высоким уровнем эксплуатационных свойств, износоустойчивы, легки. Это же революция в технике и технологии!

Слушая Игоря, вспоминаю слова известного авиаконструктора П. В. Бала-буева: «Создать «Руслана» — Ан-124 — мы смогли только благодаря широкому использованию новейших композиционных материалов...»

Задаю естественный вопрос:

— Ну хорошо, а какова в этом роль сварщиков?

— Очень важная! Трудное соединение композитов — наиболее уязвимое место в их применении. Ведь композиты — сочетание материалов с разными химическими и физическими свойствами. Мы исследуем процессы взаимодей

ствия этих разнородных материалов. Над проблемой работают физики, химики, математики, материаловеды. Все мы соисполнители. Наша задача — объединить результаты исследований, чтобы был практический выход в технологию сварки.

— А в чем суть вашего вычислительного эксперимента?

— Строим математическую модель процесса. Натуральный, физический эксперимент зачастую сложен и слишком дорог. Да и всякого рода случайности могут затемнить принципиальную картину. Поэтому сначала мы отбрасываем все второстепенное, предельно упрощаем схему, математики описывают ее уравнениями, а затем по созданному алгоритму начинаем вычислительный эксперимент на ЭВМ. Это помогает значительно быстрее получить нужные технические параметры.

— Выгоды математического моделирования поняли многие,— добавляет Сергей Вакуленко, 30-летний начальник отдела научно-технической информации. — Эффект от умелого использования математики и ЭВМ по сравнению с методами, применявшимися в недавнем прошлом, на порядок выше!

Группа Дыхно ведет свою тему с опе-

той, днями пропадает в отделах, лабораториях, обсуждает с такими же, как он, молодыми специалистами, членами ВМТК, полученные результаты и новые

Автомат наплавления автомобильных клапанов: наплавка никелевого кольца с помощью плазмотрона повышает износоустойчивость детали в 20 раз.

5