Техника - молодёжи 1987-06, страница 65мавшемуся ветру.— Не медля, беги, если тебе покажется, что я могу... причинить тебе боль. Ты меня понял? — Да. Ветер безжалостно трепал расстегнутый воротник его рубашки. В сгущавшихся сумерках было видно, как его лицо застыло в ожидании, а глаза, казалось, готовы выскочить из орбит. И вот последние бинты упали с рук. Я взглянул на Ричарда, и то же самое сделали они. Я видел лицо человека, ставшего для меня дорогим за те пять лет, которые я его знал. Они видели перекошенный живой монолит. — Вот они,— хрипло произнес я.— Вот они, смотри. Он невольно шагнул назад. Его лицо исказилось от внезапного леденящего ужаса. Сверкнула молния. В облаках прокатился гром, и море потемнело как воды Стикса. — Артур... Как же он отвратителен! Как мог я терпеть его радом с собой, говорить с ним? Ведь он не человек, он — воплощение чумы. Он... — Беги, Ричард! Беги! И он бросился прочь. Он побежал огромными быстрыми скачками. Он превратился в виселицу на фоне грозного неба. Мои руки взметнулись ввысь, над моей головой, отгородив часть небосвода, а пальцы потянулись к тому единственному, что было им знакомо в этом кошмарном мире — потянулись к тучам. И тучи ответили. Сверкнула гигантская голубоватая молния, и казалось, наступает конец света. Она ударила прямо в Ричарда, и пламя тут же поглотило его... Когда я пришел в себя, оказалось, что я преспокойно сижу у себя на веранде и смотрю на Большие дюны. Буря прошла, и воздух был приятно свеж. На небе красовался тоненький серп луны. Песчаный берег абсолютно чист — и Ричард, и багги бесследно исчезли. Я взглянул на руки. Глаза были открыты, но словно подернуты пеленой. Они утомились. Они отдыхали. Теперь я отчетливо понял, что мне нужно делать. Пока они не открыли дверь еще шире, ее надо закрыть. Навсегда. Я уже заметил первые признаки того, что и руки мои изменяются. Пальцы становились короче и деформировались. В гостиной был небольшой камин, которым я обычно пользовался, спасаясь от промозглой сырости, нередкой во Флориде зимой. Я принялся торопливо разжигать его, сейчас, пока они спят и не знают, что я задумал. Когда огонь разгорелся, я направился во двор к бочке с керосином и смочил им руки. От пронзительной боли они мгновенно проснулись. Я едва смог добраться до гостиной к огню. И все же я добрался. Все это случилось семь лет назад. Я по-прежнему здесь и по-прежнему наблюдаю, как взлетают ракеты. Кстати, я узнал, как звали мальчишку, хотя это уже не имеет значения. Как я и думал, он жил в соседней деревне. Но в тот самый вечер его мать решила, что он заночевал у приятеля, на континенте, так что его хватились только в следующий понедельник. Что касается Ричарда... Впрочем, все так и считали, что он с большим приветом. Подумали, может быть, вернулся назад в Мэриленд или подался за какой-нибудь юбкой. Ну а я... А у меня теперь вместо пальцев крючки. И, знаете, я ими неплохо управляюсь. Около года я страдал от мучительных болей, но в конце концов человек привыкает почти ко всему. Сейчас я сам бреюсь, даже завязываю шнурки. Печатаю, как видите, чисто и ровно. Так что, надеюсь вложить себе в рот ствол ружья и опустить курок. Дело в том, что три недели назад все это началось опять. У меня на груди — правильный круг из двенадцати золотистых глаз. Перевод с английского Андрея ЛЕВЕНКО и Владимира ФЕСИКА КАК ИЗ ОСКОЛКОВ ВОССОЗДАТЬ ЦЕЛОЕ? «Москва в творчестве А. М. Васнецова». М., Московский рабочий, 1986. Напомним, ныне с помощью ЭВМ во многих проектных организациях выполняются оптимальные варианты планировок предприятий, вычерчиваются целые производственные зоны, а недостающие фрагменты воспроизводятся по заложенному в задание аналогу. Но оптимальный вариант планировки затем перерабатывается согласно реальным условиям привязки его к месту строительства. Поэтому ЭВМ-проектирование — всего-навсего вспомогательная промежуточная работа. Как будет выглядеть реальная планировка и застройка, можно предвидеть благодаря профессиональной интуиции, развить которую не так просто. В этом плане очень поучителен опыт знаменитого академика-ху- книжная орбитадожника А. М. Васнецова. Перед ним стояла задача — по сохранившимся памятникам прошлого, по старым рисункам и описаниям, по археологическим данным воссоздать облик Москвы в разные столетия. Первостепенное значение он придавал привязке к местности, учету закономерностей в системе «ландшафт — застройка — человек». Некоторые его предвидения позднее подтвердили археологи. Так, изображая окрестные «села красные», исследователь поместил соседнее с Кремлем поселение в устье реки Яузы, причем не на вершине холма, как полагали тогда историки на основании дошедших зарисовок, а на речной террасе — и раскопки убедили скептиков в его правоте. Таким образом, не всегда генпланы и чертежи соответствуют реальности. Интересна методика исторических реконструкций А. М. Васнецова. Систематизируя все имеющиеся данные и анализируя их, он составлял архитектурные чертежи, или так называемые «планы». На небольших листах ватмана показывалось красной линией то, что осталось от древ них веков, а черной — что не сохранилось. Так, на плане-чертеже «Вероятный вид Красной площади во второй половине XVII века» красными линиями показан храм Василия Блаженного, Спасская башня и Фроловские ворота, Кремлевская стена и Сенатская башня. Черными же линиями изображены торговые ряды, гостиный двор, бастионы и пушки, церковь «на костях» и колокольня «на столбах», а также крыльцо Земского приказа, откуда читали народу указы царя, и книжные лавочки. «Изюминка» метода — в целостном сочетании «красного» и «черного», как бы в «самофокусировке» воссозданного строительного ансамбля. И последующие исследования установили, что А. М. Васнецов, по существу, правильно восстановил абрис древнего силуэта Москвы. Подобной «интуицией целого» неплохо бы овладеть и современным градостроителям, которые зачастую «за деревьями не видят леса», допускают грубые ошибки при сочетании новой застройки («черная» линия) со старой («красная»). Юрий БОГДАНОВ
|