Техника - молодёжи 1987-12, страница 31

Техника - молодёжи 1987-12, страница 31

учет отходов, чего в свиноводстве отродясь не было. Теперь отходы подвергают специфической обработке, чтобы превратить в удобрения (например, раньше навоз, вывезенный со свинофермы, просто выбрасывали). Выяснилось также: электроника не терпит неряшливости, упущений, недоработок. Уже сейчас экономический эффект от внедрения АСУ приближается к миллиону рублей, а со временем значительно превысит эту сумму: работники комплекса и ученые РРТИ задумали превратить свиноводческие фермы в автоматизированные предприятия.

Подобную задачу поставили перед собой и сотрудники второго сектора ЛИПСХ, выбравшие своим базовым предприятием Рязанскую птицефабрику, построенную сравнительно недавно. Ее коллектив уже охотнее пошел на внедрение электронных новинок — над ним не тяготел груз традиционной технологии. Сработал и другой фактор: изучив производство, рязанские ученые обнаружили, что фабрика выдает лишь 75% проектной продукции.

— Оказалось, что на качество продукции влияют малейшие колебания микроклимата в инкубаторских залах,— объяснил руководитель сектора Л. Н. Костяшкин.— А требования к нему жесткие. Перепады температуры не должны превышать плюс-минус 0,1 °С, допустимые колебания влажности составляют 5%, освещенность должна быть постоянной. Такой режим необходимо выдерживать весь инкубационный период — ровно три недели. И если за это время изменится хотя бы один показатель, то в яйце произойдут необратимые перемены. Человек тут не самый надежный контролер. И хотя инкубаторские залы находятся под постоянным наблюдением, дежурные обходят их днем и ночью, но... каждый обход требует времени. И если в зале № 2 вдруг подскочила температура, то дежурный заметит это после того, как выйдет из зала № 5, чтобы возобновить обход. Потом он вызовет ремонтников, те начнут исправлять неисправность, а время упущено! Сажать дежурного 8 каждый зал? Вряд ли это целесообразно. Да и выход ли это?

Решили доверить контроль электронным устройствам. Такая работа компьютеру хорошо знакома — достаточно в инкубаторских шка

фах установить датчики, соединив их с пультом дежурного оператора. Датчики изготовили сами, причем лучше серийных, точнее. Теперь компьютер собирает и анализирует поступающую от них информацию (а это — полтора десятка данных: дата, номер шкафа, температура, влажность...). Ввели в систему и блок памяти, своеобразный «черный ящик», куда записывается информация о работе всей технологической цепочки. При этом фиксируется не только появление неисправности, но и точное время ее ликвидации. А это дисциплинировало ремонтников.

Введя в действие АСУ, работники сектора приступили к главной задаче — резкому увеличению выхода годной продукции, который, в принципе, можно довести до 100%.

Ученые определили два направления в этой работе. Прежде яйца проверяли выборочно — скажем, осматривали десяток из сотни тысяч, просвечивали их на примитивном овоскопе, чтобы установить степень загрязнения, выявить трещины и прочие дефекты. Все это занимало много времени и, конечно, не гарантировало качества всей партии. Сейчас на птицефабрике действует разработанная в РРТИ электронная система. Это поистине чудо даже на фоне современных достижений электроники. Не касаясь хрупкого яйца, аппарат мгновенно осматривает его, определяя состояние скорлупы, измеряет, затем взвешивает и отправляет либо в инкубатор, либо в брак.

А кроме того, сотрудники РРТИ и птицефабрики задались целью создать элитную группу кур. Их выращивают из отборных яиц, кормят по рациону, составленному компьютером, и содержат в помещениях, где царит микроклимат, за которым постоянно наблюдает ЭВМ.

— Нас завалили заказами на «электронного дежурного» и яйце-сортировочную машину,— посетовал Л. Н. Костяшкин.— Да вот беда — выполнить эти заказы мы не можем, а промышленность пока не торопится «тиражировать» наши разработки, хотя техническая документация у нас готова.

А теперь вернемся к другим разработкам ЛИПСХ.

Мы уже упоминали, какие неожиданные перспективы открывает применение электроники к живым

организмам. Пожалуй, наиболее ярко это проявилось в доильном аппарате, созданном сотрудниками сектора. Серийные доильные аппараты громоздки и тяжелы, конструкция их далека от совершенства. Занялись поначалу всего лишь усовершенствованием агрегата, потом задумались — а почему, собственно, он должен только доить?..

Общеизвестно, сколько хлопот животноводам доставляет мастит у коров — распространенное заболевание, при котором вымя распухает, растрескивается, кровоточит. В таких случаях ветеринары добавляют в корм антибиотики, регулярно омывают вымя дезинфицирующими растворами, прогревают компрессами. Естественно, больное животное находится в ветлечебнице. Доцент кафедры радиотехники П. К. Орестов и выпускник И. И. Гришин доказали неожиданную возможность: совместить лечение с доением. Они оснастили стандартный доильный аппарат генератором УВЧ, а каждый доильный стакан — излучателем. При доении вымя разом массируется и прогревается, в нем усиливается движение лимфы и крови. В результате очаг воспаления рассасывается.

На испытаниях опытного аппарата выяснилось: с помощью лечебного переносного доильного аппарата (ЛПДА) 62% коров с тяжелой формой мастита вылечивается за неделю, а животное с легкой формой — всего за 2—3 сеанса.

Медики утверждают, что вовремя выявить болезнь — это наполовину победить ее. До сих пор ветеринары не имели средства, позволяющего обнаружить мастит в зародыше. Сотрудник кафедры информационно-измерительной техники А. Монетов сконструировал оригинальный анализатор мастита, основанный на различии электрического сопротивления и температуры парного молока больных и здоровых животных. Заметив, что анализатор дал тревожную информацию, ветеринары вооружаются ЛПДА и не позволяют маститу перейти в тяжелую форму.

После испытаний один из рязанских заводов выпустил партию анализаторов и ЛПДА, которая тут же разошлась по фермам области. Дело за массовым производством, но Госагропром пока не спешит обеспечить животноводов страны

28