Техника - молодёжи 1989-01, страница 49

Техника - молодёжи 1989-01, страница 49

ляи рисковвло подвергнуться ксеиофобическому шоку. Впрочем, н в теперешнем своем состоянии на общем фоне гуманоидной тургруппы четверо представителей дружественного Трнкпсоариаиа выглядели весьма и весьма колоритно. В приближенном описании каждый являл собой небольшой неправильный параллелепипед с тремя рядами разветвленных отростков щупалец на пяти тонкочленистых ножках. Сквозь его полупрозрачную оболочку просвечивало переливающееся разными цветами спектра, в зависимости от испытываемых эмоций, закрученное веретеном амебооб-разное тело, увенчанное конусом реснитчатой головки — вместилищем разума и зрительных анализаторов.

Земной Гид был сама любезность. На бесконечной выставке чудес, по-видимому, не осталось ни единого уголка, куда бы не залетала тарелка с инопланетянами. Кроме трнкпсо-ариан, группа включала дюжину различных гуманоидов, гостей от иных миров и цивилизаций, остальные представляли частицы расселившегося по Галактике человечества. Шарообразный Гид изъяснялся иа языке людей, телепатируя одновременно столь полные комментарии, что раздельно воспринимавшие фонемы и телепатемы трнкпсоариан-ские носители разума и эмоциональные веретеноподобные собратья их согласно светились теплыми цветами удовлетворения.

Когда пресыщенные увиденным туристы всерьез решили, что осмотр подошел к концу, их внимание привлек щит с красной стереоскопической надписью:

ВНИМАНИЕ! БЮРОКРЕТИНЫ!

Едва анализаторы трнкпсоариан считали и перевели информацию, как эмоциональный составляющий старшего из них, а за ним и остальные воспылали вопросительным желтым цветом.

Это, это! Что? — закричали тут же вразнобой нетерпеливые гуманоиды из системы 6! Лебедя, посланцы родственной человечеству цивилизации, указывая свободными конечностями иа скопление зданий в виде бетонных коробок.

— Неужели мы не посмотрим на иих? — удрученно осведомился дальний потомок земных поселенцев с планеты альфы Центавра

Желтые до сих пор трикпсоарианские тела начали принимать зеленоватый оттенок беспокойства.

— У нас нет никаких секретов! — Гид внезапно принял облик лохматого пврня в брюках с металлическими клепками, В странном плоском головном уборе с надвинутым на глазв козырьком. В руках появилась старинная семиструнная гитара, и он что-то хрипло и непонятно запел о вышках, часовых и далеком доме. «Из фольклора Средиих Веков», одновременно протелепатнровал он заволновавшимся инопланетянам.

Тем временем летающая тарелка пошла на снижение и мягко приземлилась. Сопровождающий допел припев и вновь принял вид универсального самодвижущегося Гида

— Текст обнаружен и переложен на музыку синхроисто-рическим анализатором, пояснил он.— Аитураж эпохи.

На стеие ближайшей бетонной коробки висела табличка с Надписью: ВХОД. Гид не торопился ввести гостей внутрь.

— Итак,— телепатировал он далее, предваряя неизбежные расспросы,— перед вами уникальный комплекс — запо ведник бюрокретиннзма.

Даже знакомым с историей Земли этот термин вряд ли говорит многое, поэтому для понимания дальнейшего вам необходимо получить предварительную информацию. Бю-рокретинизм своеобразное явление или, если угодно, действо наших предков, которому нет аналогий ни в последующей земной, ни в инопланетной истории. Наши исследователи лишь совсем недавно раскрыли суть этого ритуала. Хронологически он прослеживается на протяжении Средневековья в различных общественных формациях. Огромные группы людей принимали участие в этом движении. Более или менее разумного объяснения тому, насколько естественно оно вытекало из хода исторического развития и способствовало ли прогрессу, к сожалению, так и не подобрано. Трудно представить, какая от него вообще могла быть польза, хотя, вполне вероятно, что-то и ускользнуло от нашего

внимания. Тем ие менее, желая объяснить видимую бесполезность бюрокретиннзма, некоторые исследователи, Тайвор и Чипе, например, выдвинули гипотезу о религиозно-мистическом значении ритуала. Следует учитывать в историческом контексте, что примерно во времена наивысшего подъема этого движения на смену христианству и прочим релн-гиозно-фнлософским доктринам начали появляться массовые мифомании наподобие веры в летающие тарелки пришельцев, Бермудский треугольник, оживших доисторических животных, парапсихологические трюки и прочее. Как бы то ни было, точка зрения иа бюрокретннизм как иа религию остается весьма распространенной. Другой весомой гипотезой о природе феномена следует считать взгляд на него как иа инфекционную болезнь, передавшуюся посредством так называемых «деловых бумаг». Предложение о наследственном характере заболевания не получило никаких подтверждений. В то же время несомненным представляется влияние экологического кризиса той эпохи иа рост бюро-кретинизма, хотя не исключена н обратная зависимость.

Бюрокретннизм, собственно, представлял собой определенную стереотипную деятельность, вернее, псевдодей-тельиость, в результате которой ничего конкретного не производилось, за исключением гор так называемой «документации», именуемой также «отчетами», «справками», «выписками», «докладами» и так далее. Следует отметить, что в значительном уменьшении лесопарка Землн определенно повинен бюрокретиниЗм, пожиравший массу древесного сырья, перерабатываемого в недолговечную бумагу из целлюлозы. В то же время, хотя его можно было бы связать с низким уровнем роботизации и компьютеризации, развитие этих направлений не всегда вело к уменьшению бюрокретиннзма, принимавшего лишь видоизмененные формы, но по сути остававшегося тем же.

Интересно отметить, что бюрокретина можно было определить только по его действиям, внешний вид мало Что значил, хотя, как установлено, бюрокретины избегали одеваться пестро или ярко, чтобы не выделяться среди себе подобных- В то же время у иих вырвботался определенный специфический лексикон для обихода В те далекие времена бюрокретннизм настолько распространился, что могло даже показаться, будто общество совершенно не способно без него обойтись, и он представлялся бы неизбежным этапом в развитии цивилизации, если бы не его полное отсутствие в инопланетной истории.

Поскольку следов этого явления в нашем обществе практически не осталось, было решено воссоздать нечто вроде музея или заповедника бюрокретииизма, который нам и предстоит осмотреть. Пройдемте теперь внутрь, пожалуйста.

В просторном помещении вдоль стеиы выстроился ряд деревянных стульев с мягкой красноватой обивкой. На блестящем паркетном полу распластался ворсистый ковер. Древний монстр кондиционер закрывал половину окна. Об становка воистину музейная. Середину комнаты занимал пульт со старинной аппаратурой — телефонами, печатающими устройствами, стопками разноформатной бумаги. За пультом восседала симпатичная бесстрастно-неприступная роботесса с внешностью женщины Средних Веков. В центре стены, затянутой гирляндами традесканции, сверкала полировкой дверь с внушительной табличкой: КАБИНЕТ.

— Вам чего? ледяным тоном осведомилась роботесса Приема сегодня нет.

— Но нам хотелось бы

— Изложите вашу просьбу в письменном виде с указанием домашнего адреса и в течение месяца получите официальный ответ по почте.

Сияющий Гид обернулся к столпившимся у входа туристам и гордо подмигнул младшему бледно зарозовевшему трнкпеоарнанииу: какова программочка, а?! Согласно самым детальным исследованиям.. Полное соответствие бю-рокретиническому ритуалу!

— Чего вы ждете? Я же ясно сказала! — строго произнесла секретарша и тут же уткнулась в свои бумаги, наполнив помещение стрекотом доисторического печатающего устройства.

Разумеется, кроме Гида, никто ие мог продолжить эту

47